Джаджмани

ДЖАДЖМАНИ - принятое в социологической литературе название системы взаимного обслуживания членами разных каст друг друга на определенной ограниченной территории. В круг предоставляемых по системе джаджмани продуктов и услуг входят ремонт сельскохозяйственного инвентаря (со стороны кузнеца и плотника), снабжение кожевенными изделиями, глиняной и медной посудой (кожевенник, гончар, медник), ритуальные услуги (брахман), бытовые услуги (прачка и цирюльник), труд на полях (главным образом представители неприкасаемых каст). Земледельцы и землевладельцы расплачиваются за эти услуги зерном — обычно фиксированной долей урожая в каждый сезон (осенний и весенний). В систему джаджмани не входят иные, помимо перечисленных, услуги со стороны тех же ремесленников, а также снабжение тканями и растительным маслом. Система джаджмани в целом с экономической точки зрения является формой нетоварного разделения труда, но она же с религиозной точки зрения есть форма взаимного ритуального обслуживания, так как позволяет каждой касте следовать своей дхарме и не выполнять не присущих этой касте или оскверняющих ее работ. Обслуживание считается взаимным, получающий услугу (джаджман, от санскритского яджаманика — «тот, в пользу кого приносится жертва») и оказывающий услугу (хинди — «камин», малый) могут меняться местами. Однако в роли джаджманов чаще всего выступают члены касты, владеющей землей в данной деревне или местности, а в роли каминов — члены ремесленных, обслуживающих и неприкасаемых каст. Экономическая и кастовая неравноправность участников джаджмани подчеркивается рядом дополнительных обычаев (оказывать ряд услуг бесплатно, подчиняться решениям панчаята землевладельческой касты и т. п.). Система джаджмани возникла в Северной Индии в V—II веках до н. э. в виде содержания деревней 5 ремесленников — кузнеца, плотника, горшечника, цирюльника, прачки. В средние века джаджмани распространяется на юг и развивается в систему содержания 8, а затем 12 лиц разных специальностей. Состав каминов пополняется главами общин (староста и писец), брахманом, рядом ремесленников. В Новое время джаджмани начинает разлагаться: все больше товаров покупается на рынке, жалованье наследственно закабаленных сельскохозяйственных работников превращается в заработную плату и т. п. Однако ритуальная сторона системы джаджмани сохраняется в какой-то степени до сего дня.

Л. Алаев

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.

Понятие: