Франкфуртская школа (Ильичёв, 1983)

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА, направление в немецкой философии и социологии 20 века, которое сложилось в 30— 40-х годах вокруг возглавлявшегося с 1931 года Хоркхаймером Инсититута социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. В 1934—1939 годы, после эмиграции из Германии Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов,— в Женеве и Париже (при Высшей нормальной школе), с 1939 года — в США при Колумбийском университете, с 1949 года в ФРГ — во Франкфурте-на-Майне (после возвращения Хоркхаймера, Адорно и других). Главные представители — Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Основной орган — журнал «Zeitschrift für Sozialforschung».

В развитой в 1930-х годы философско-социологической «критической теории общества» (Хоркхаймер, Маркузе) Франкфуртская школа пыталась сочетать элементы критического подхода К. Маркса к буржуазной культуре с гегельянскими и фрейдистскими идеями. Восходящее к М. Веберу понятие «рационализации» трансформируется в одно из центральных понятий философии культуры Франкфуртской школы: анализ внутренних противоречий «просвещения», отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, и в частности — «массовой культуры» и «массового общества» 20 века («Диалектика просвещения» — «Dialektik der Aufklärung», 1948, М. Хоркхаймера и Т. Адорно). Гегелевская диалектика преобразуется в антисистематическую «отрицательную диалектику»; одно из центральных мест занимает проблематика отчуждения.

Послевоенный период характерен углублением противоречий среди представителей Франкфуртской школы, отразившихся, в частности, в спорах между Фроммом и Маркузе (1950— 1960-е годы), в отходе многих молодых представителей Франкфуртской школы от идей её основоположников (эволюция Хабермасса и других), что привело по существу к распаду школы в начале 70-х годов. Франкфуртская школа оказала значительное влияние на развитие немарксистской социальной и философской мысли в ФРГ и США и на теоретическое оформление идеологии так называемых «новых левых» (хотя Адорно и Хоркхаймер, а также Хабермас отмежевались от леворадикальных тенденций этого движения).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Давыдов Ю. Н., Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы., М., 1977;

Социальная философия Франкфуртской школы., M., 19782;

Современная буржуазная философия, М., 1978, гл. 8, § 2;

Die «Frankfurter Schule» im Lichte des Marxismus, Fr./M., 1970;

Rohrmoser G., Das Elend der kritischen Theorie, Freiburg, 1970;

Connerton P., The tragedy of enlightenment: An essay on the Frankfurt School, Camb., 1980.