Государство в индуизме

ГОСУДАРСТВО (начальные этапы формирования). Первые государства бронзового века на территории Индии относятся к XXIII—XVIII векам до н. э. (так называемая Индская цивилизация или Хараппская культура). В эпоху составления «Ригведы» арии, по всей видимости, не знали государственности, хотя имели племенных вождь-царей (раджей) и родовых старейшин (вишпати). Территориальные государства джанапада складываются в Северной Индии в поздневедийский период, когда была освоена долина Ранги. Во главе каждого из них обычно стоял царь из знатного рода кшатриев (ведийские тексты называют его «первый среди своих или наилучший среди равных»). Он опирался на дружину и имел укрепленную резиденцию (дурга, пура). Царю оказывали помощь (а нередко и ограничивали его власть племенные жрецы-Брахманы). Народ (виш, вайшья) в лице своих старейшин на первых порах принимал активное участие в политической жизни (иногда даже способствуя изгнанию царя). Государственной администрации практически не было; в качестве приближенных к царю фигурируют его личные слуги, выполняющие те или иные поручения. Выделяются носители придворных рангов (ратнины), статус которых зависел от выполнения ритуальных функций. Наименования рангов связаны с царской колесницей, пиром, игрой в кости. Обладание колесницей означало тогда принадлежность к знати, близость к радже устанавливалась по месту, занимаемому во время пира, добыча делилась по жребию во время игры в кости. Ведийские цари с дружиной совершали постоянные объезды своей территории, собирая с народа бали — подношения ритуального характера. Бали в значит, мере предназначались для жертвоприношений и раздач. Устройством пышных ритуалов и празднеств цари стремились обеспечить себе поддержку богов и славу среди народа. Крупные племенные объединения в ведийский период были непрочны и имели характер чисто военных (или религиозных) союзов. Новый период (середина I тысячелетия до н. э.) характеризуется процессами урбанизации и формирования крупных государств. Область Магадха (современный Бихар) становится центром общеиндийской державы при династиях Нандов и Маурьев (IV—III века до н. э.). Традиция говорит, что магадхские цари истребляли кшатрийскую аристократию, она даже отказывает Нандам и Маурьям в знатности происхождения. Правители этих династий оказывали поддержку новым религиозным течениям — буддизму и джайнизму, — не связанным со старинными племенными культами. Маурьи не довольствовались формальным признанием своей верховной власти и ритуальными подношениями. Они старались поставить в покоренных областях представителей магадхской знати. Содержание огромной армии требовало взимания регулярных налогов (не менее 1/6 доходов).

В центре власть царя ограничивал мантрипаришад, о котором античные авторы говорят как о «советниках, заседающих вместе» с царем. Местное управление строилось по-семейному: отдельные области страны считались владениями братьев и сестер мага дхского царя. Принцы царской крови (кумара, арьяпутра) получали в свое распоряжение обширные провинции (с центрами в старинных столицах племенных княжеств — джанапад: таких, как Таксила, Уджаини и др.). Строились и новые города как форпосты на завоеванных территориях. Главы провинций периодически объезжали свои земли, демонстрируя власть над каждым регионом. Государственные служащие рассматривались как «домашние слуги» (аматья) царя, и между ними и господином устанавливались отношения личной зависимости и подчинения. По расположению многочисленных надписей крупнейшего из маурийских царей, Ашоки, можно составить представление о границах его державы, охватывавшей всю Индию за исключением крайнего юга. В то же время из содержания этих надписей следует, что единой бюрократической системы в этом государстве не было. На территории его (как и других «мировых держав» — например, Ахеменидов) находились и зависимые княжества, и олигархия, республики, и варварские племена. Ашока не в состоянии был контролировать повседневную деятельность местной администрации. Он и рассматривал себя прежде всего как царя наследственных земель Маурьев — Магадхи. В то же время его обращение к подданным как к «детям» (праджа) свидетельствует о том, что он требовал признания своей власти не только от местных князей, но и от всего населения державы. Его проповедь благочестия призвана создать образ царя дхармы, который имеет все основания быть признанным в качестве мирового владыки. К этому Ашока склонял и правителей эллинистических государств, к которым направлял специальные миссии. Создание обширной державы стимулировало социально-политическое развитие на всей территории Индии, и как только местная элита сочла свое положение достаточно прочным, она добилась освобождения от власти царей Магадхи. В конце III — начале II века до н. э. возникли самостоятельные государства во всех основных районах Индии — как Северной, так и Декана. Начало н. э. характеризуется бурным развитием городов как центров ремесла и торговли, нередко они были также средоточием администрации и политической власти, столицами мелких независимых государств. Город этого времени резко отличался от сельской местности как по своей структуре, так и по культуре. Есть многочисленные свидетельства о городском самоуправлении, купеческих гильдиях и ремесленных корпорациях. Традиционное деревенское самоуправление (панчаяты) сохраняло ограниченные функции — одной из основных являлось обеспечение коллективной ответственности за уплату податей. Выделялись так называемые господа деревень (грамасвамины) — представители местной знати, состоятельные землевладельцы, подчинявшие себе односельчан. Отдельные деревни или целые районы передавались государствам в «кормление» (бхукти), иногда пожизненное или даже наследственное. Религиозные организации, храмы и монастыри, а также отдельные брахманы получали земли в вечную собственность, свободную от уплаты налогов (брахмадея). Постепенно складывалась иерархия землевладения и власти, которая отражалась и в политической организации, и в титулатуре правителей гуптской и послегуптской эпохи (середина — конец I тысячелетия н. э.). Формировалась обширная категория местной знати, претендовавшей на происхождение от эпических кшатриев — раджи, махараджи и раджадхираджи. Эта знать господствовала на местах, из ее состава выдвигались и представители центрального управления в крупных державах средневековья. Роль образованных бюрократов при дворах махарадж выполняли брахманы и так называемые писцы (каястха).

А. Вигасин

Использованы материалы изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.

Понятие: