Коптология

КОПТОЛОГИЯ — область знаний, предметом которой является изучение истории и культуры коптов. Ее признание как отдельной дисциплины принято не везде, но ее важность все более осознается учеными разных направлений (эпиграфистами, папирологами, историками монашества, искусствоведами, религиоведами и т. д.). Современная коптология — это исследования, балансирующие между узкой специализацией и интеграцией в более широкие научные направления. Ее история началась с изучения коптского языка и литературы в 1 -й половине XVII века, когда в Европе оказались доступны коптские рукописи. Первым, кто занялся их исследованием, был немецкий иезуит А. Кирхер. В XVIII веке, благодаря связям Рима с Коптской церковью, в Рим прибыла большая партия рукописей. Тогда же перешедший в католичество копт Рафаил Туки издал в Риме коптские богослужебные книги и составил коптскую грамматику. В конце XVII века француз Г. Бонжур опубликовал первую систематическую грамматику коптского языка. В 1835 году вышел коптский лексикон (Lexicon linguae copticae), изданный А. Пейроном, а в 1880 году Л. Штерном была издана первая научная коптская грамматика. Параллельно с этим шла работа по составлению каталогов коптских рукописей из европейских коллекций и изданию коптских текстов, в которой приняли участие известные европейские ученые Й. Соега [Jorgen Zohga], Э. А. Уоллис Бадж, Э. Амелино, В. Крам, Й. Лейпольдт, Л.-Т. Лефор и др. В Россию коптские рукописи попали после экспедиции К. фон Тишендорфа (1853) или были привезены из Египта архимандритом Порфирием (Успенским) и В. С. Голенищевым. Их исследованием занимался О. фон Лемм. Его традиции по изучению коптского языка и публикации текстов продолжили П. В. Ернштедт и А. И. Еланская. Постепенно сфера коптологии расширилась — сейчас к ней относят исследования коптского искусства, христианской археологии Египта, изучение копто-арабской литературы, исследования египетского монашества и Церкви, папирусов и эпиграфических источников, написанных по-коптски, коптской палеографии. Большое значение уделяется исследованию гностических и манихейских текстов, сохранившихся на коптском языке. Насущной задачей является издание критического текста коптской Библии на разных диалектах. В 1976 году была создана Международная ассоциация коптских исследований (International Association of Coptic Studies), которая раз в четыре года организует международные научные конгрессы. В 1982 году была основана Ассоциация франкоязычных коптологов (Association francophone de coptologie), которая проводит свои конференции один раз в два года и публикует их материалы.

А. А. Войтенко.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 321-322.

Литература:

Munier Н. Gaston Maspero et les etudes coptes // Bulletin de l'Association des amis des eglises et de l'art coptes. № 1 (1936). P. 27-36; Petersen H. Coptic Studies in the United States of America // Bulletin de la So- ciete d'archeologie copte. № 19 (1970). P. 249—275; KasserR. Centre d'etudes coptes en Suisse // Bulletin de la Societe d'archeologie copte. № 20 (1971). P. 211-214; Nagel P. Bibliographie zur russischen und sowjetischen Koptologie. Arbeiten aus der Universi- tats- und Landesbibliothek Sachsen An halt in Halle 23. Halle-Saale, 1978; Krause M. Coptological Studies // Coptic Encyclopedia. Vol. 2. New York, 1991. P. 613-616; Krause M. Coptology // Coptic Encyclopedia. Vol. 2. New York, 1991. P. 616-618.

Понятие: