Вульгарный социологизм

ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ - способ изучения форм общественного сознания (прежде всего философии, искусства, религии), при котором они рассматриваются исключительно как выражение интересов и «психоидеологии» какого-либо класса или социальной группы, как непосредственное следствие изменения техники или экономики. При этом именно подобный подход к осмыслению генезиса и сущности идейных образований его представители считают марксистским. Марксизм действительно отрицает параллелизм и рядоположность материального и духовного, считает, что материальные условия, способ производства и обмена определяют строение общества и жизнедеятельность индивидов, образуют основание и «конечную причину», из которых развиваются государственные учреждения и формы сознания (право, философия, наука, искусство, религия). Однако каждая из этих форм обладает относительной самостоятельностью, включена в сложную систему взаимодействия социальных, культурных и национально-исторических процессов, развивается в соответствии с присущими ей специфическими закономерностями и не может быть выведена непосредственно из экономических отношений или классового интереса. Это относится и к философии. Экономика не создает философских теорий, а только определяет форму их изменений и дальнейшего развития, Но даже это, по словам Энгельса, она производит косвенным образом, между тем как прямое воздействие на философию, которая всякий раз исходит из уже имеющегося в данное время мыслительного материала (едва ли можно понять Спинозу без Декарта, а Маркса без Гегеля), оказывают политика, право, мораль, религия. Вульгарный социологизм до предела упрощает проблему, фактически игнорирует сложности взаимодействия духовных, социальных и материальных сторон в обществе, искажает смысл диалектических приемов сведения и выведения. Например, в книге Шулятикова «Оправдание капитализма в западноевропейской философии» (1908) источник философских изменений усматривался в «структуре капиталистических предприятий», утверждалось, что «бог Лейбница - собственник образцово поставленного предприятия», что в теории Канта воспроизводится в деталях «картина сложной организации мануфактурных мастерских» и т. п. Подобное «объяснение» философских теорий Ленин назвал «вздором», «ребячеством», «карикатурой на материализм в истории». В литературоведении и искусствознании взгляды представителей вульгарного социологизма приводят к искажению социального смысла художественного творчества, к сведению эстетического к социальному. Известный теоретик литературы и искусства В. М. Фриче писал, что Данте - поэт дворянства, Дж. Бокаччо - поэт буржуазии, что произв. У. Шекспира оформляют умонастроение феодально-аристократического класса, даже передвижники оказались «пионерами буржуазного искусства». Литературовед В. Ф. Переверзев видел в Гоголе мелкопоместного художника, в Достоевском - идеолога упадочного мещанства и т. д. Категория стиля для него являлась «художественным эквивалентом социальной закономерности». На формирование вульгарного социологизма большое влияние оказал Богданов и его эмпириомонизм. Идею организации опыта он экстраполировал и на искусство, видя в нем прежде всего «орудие социальной организации людей». В результате он пришел к выводу, что «искусство - одна из идеологий класса, элемент его классового сознания. Следовательно - организационная форма классовой жизни, способ объединения и сплочения классовых сил» («О пролетарской культуре. 1904-1924». Л.; М. С. 105). Отсюда требование Богданова создать особое, отличное от мирового, пролетарское искусство, особую пролетарскую культуру. Доминирование «социологизма» при анализе духовных структур просматривается и у западных теоретиков, в частности у неомарксистов, например, у Гольдмана, Выясняя их генезис и природу, он чрезмерно акцентирует внимание на «групповом», «классовом сознании» (значение которого, конечно, нельзя умалять), но при этом им явно недооцениваются гносеологические и иные факторы анализа. Сторонники вульгарного социологизма, как правило, игнорируют тот факт, что настоящее произв. искусства, будучи отражением действительности, содержит в себе момент объективной (абсолютной) истины, что в нем воплощается эстетический идеал, который по своей природе не может не иметь общенародного и даже общечеловеческого значения, Поэтому подлинное искусство не устаревает. Очевидно, что вульгарный социологизм имеет мало общего с социологией и эстетикой марксизма.

А. П. Поляков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 118-119.

Литература:

К. Марке в Ф, Энгельс об искусстве: В 2 т. М., 1983; Ленин В. И. Философские тетради // Поли, собр. соч. Т. 29; В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1969; Лифшиц М. А. Почему я не модернист? М., 2009; Лифшиц М. А. Надоело: В защиту обыкновенного марксизма. М., 2012.