Теология диалектическая (Новиков, 1987)

ТЕОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ, или «теология кризиса», - одна из богословских школ в протестантизме, которая появилась после первой мировой войны в Швейцарии и Германии. Основателем нового направления был швейцарский кальвинист Карл Барт. Идеи теологии диалектической позже развивали Э. Бруннер, Р. Бультман, П. Тиллих и другие. Они во многом были не согласны между собой, но все разделяли требование критики либеральной теологии, распространенной в протестант, богословии конца 19 века. В противоположность либеральной теологии, сближавшей божественное и человеческое, представители теологии диалектической разделяют бога и человека непроходимой пропастью. На этой основе выдвигается тезис о невозможности познания бога с помощью разума и обоснования религиозной веры рациональным путем.

«Доказывать веру - значит опровергать ее», - говорят представители теологии диалектической.

Согласно теологии диалектической, человек должен слепо верить в бога и ожидать момент, когда бог ему откроется. Истинная религия - это религия откровения. Теология диалектическая является новой формой приспособления религии к изменившимся условиям. Представители теологии диалектической признают кризис буржуазного общества и даже критикуют некоторые стороны капитализма, но считают, что общество противоречиво не в силу противоречивости социальных условий, а в силу несовершенства человеческой природы. Таким образом, кризис капитализма выдается за кризис всего человечества. Основное противоречие, утверждают представители теологии диалектической, - это противоречие между богом и человеком, а социальные противоречия (классовые, национальные, расовые и т. п.) не столь существенны. Противоречия в жизни неразрешимы, человек должен уповать на волю бога. Появление теологии диалектической свидетельствует о кризисе протестант, теологии, является одним из выражений кризиса буржуазной идеологии в целом.

Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 230-231.