Презентизм

ПРЕЗЕНТИЗМ - (от англ. present - настоящее, имеющее отношение к современности). Осовременивание исторического прошлого. Термин «презентизм» используется и понимается в нескольких смыслах. 1) Неизбежное в процессе исторического познания представление прошлого в адекватных нашему времени образах и понятиях. Картина прошлого воссоздается в рамках иного исторического времени, которое по-своему осознает прошлое, понимает истоки и последствия тех или иных исторических событий. Некоторые исторические явления понятны современному человеку, другие, напротив - объясняются с трудом даже специалистами. В последнем случае интерпретация почти всегда имеет оттенок презентизма. Также презентизм возможен при типологизации (например «раннефеодальное государство») и при использовании терминов, изменивших свое значение («буржуа», «коммуна»). 2) Восприятие исторического времени с позиции настоящего, распространение настоящего на прошлое. Использование термина «презентизм» в этом смысле было предложено французским историком Ф. Артогом в 70-х годах XX века и продолжено в его более поздних трудах. Ф. Артог утверждает, что презентизм - это диктат настоящего времени, которое овладевает умами и заставляет их ставить ему на службу и прошлое, и будущее. Современность, таким образом, ответственна и за то, что будет (что создается и как это будет передано следующим поколениям) и за то, что было (что именно сохранено и оставлено в памяти). Весьма последовательно это принцип понимания истории был продвинут Пьером Нора в его концепции «мест памяти». П. Нора полагает, что память «становится способом осознать собственное настоящее». Таким образом, история должна изучать не столько события прошлого, сколько отражение их в сознании современников, в символических «местах памяти», в которых это прошлое запечатлено. Интересным для историка должно быть то, что востребовано настоящим. 3) Направление в историографии и теории истории, оформившееся в 20-40 годах XX века, прежде всего в США. Наиболее яркие представители - Ч. Бирд, К. Беккер, Дж. Робинсон, исходившие из того, что история всегда оценивает и анализирует прошлое с позиций сегодняшнего дня. Указанные авторы считали необходимым подчинять прошлое настоящему, чтобы читатель мог идти в ногу со временем. Проецирование в прошлое современных историку идей, социальных и экономических проблем и т. п. приводит к релятивизму и признанию, что суждения историков отражают только их субъективные переживания, все картины прошлого одинаково правомерны. Подобное понимание прошлого было подхвачено и развито в постмодернистской философии, которая в принципе не делает разницы между трудом профессионального историка и историческим романом. Последовательно проведенный презентизм отрицает принцип историзма, почти неизбежно ведет к анахронизмам и искаженному восприятию прошлого. По мнению Э. П. Томпсона (1924—1993), полагать, что настоящее перемещается в прошлое и меняет свой статус, значит не понимать ни настоящего, ни прошлого.

Проявления презентизма ярко представлены в современных «исторических» книгах, фильмах, играх, персонажи которых рассуждают, действуют и говорят, как современные американцы или европейцы. Это приводит к совершенно неправильному пониманию прошлого и представляет определенную опасность, когда переходит из массового исторического сознания в профессиональное, ибо, как справедливо заметил Р. Арон, «необходимо уважать природу события».

И. С. Менщиков

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 409-411.

Литература:

Савельева И. М, Полетаев А. В. О пользе им вреде презентизма в историографии // «Цепь времен»: Проблемы исторического сознания / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2005. С. 63-88; Савельева И. М, Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.

Понятие: