Пещерное искусство

ПЕЩЕРНОЕ ИСКУССТВО, палеолитические гравировки и росписи, реже — барельефы и одиночные образцы лепки из глины (она сохраняется лишь в исключительных случаях) в пещерах позднего плейстоцена. Его основным очагом является пиренейская зона (историческая провинция Франко-Кантабрия), где сейчас концентрируется 120 «картинных галерей» ледниковой поры (90% известных). Причина тому — особое изобилие в Пиренеях больших пещер с прочными карстовыми стенами. Лишь на такой глубине, где тысячелетиями обеспечивались оптимальные атмосферно-температурные условия, до наших дней дожили некоторые наскальные гравюры и даже росписи (последние выявляются начиная с 40–50 до 800 и более метров от входа). Особенно ярко они представлены в таких «гигантах» пещерного искусства, как пещеры Нио, Труа Фрер («Трех братьев»), Тюк д’Одубер, Пеш-Мерль, Ляско во Франции, Альтамира (…) и Кастильо в Испании (…). За пределами Пиренеев на карте верхнего палеолита карстовые очаги такого уровня отсутствуют, но отдельные памятники П. и. встречаются (в их числе — Капова пещера на Урале). К тому же надо учитывать возможность уничтожения временем изображений под открытым небом на бескрайних просторах ледниковых равнин.

Основной темой пещерного искусства был зверь (см. Анимализм), антропоморфный сюжет (нередко — в знаковой форме) в основном включался в наскальный контекст уже на мадленской ступени сложного сплава дуалистической семантики. Изобразительные средства пещерного искусства — работы по глине (пальцевый рисунок и лепка), точечная выбивка, или пикетаж (древнейшие контуры и барельефы), резьба по скале (гравировка) и распространенные в природе естественные красящие материалы. Последние состояли из охры и черного пигмента (двуокиси марганца). Фиксатором служила органика зверя (жир, мозг и кровь).

А.С.

Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.