Интеллект (Кузнецов, 2007)

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) — психическая способность к сознаваемому нестереотипному поиску и узрению адекватных содержанию форм мышления и целесообразных способов поведения, основанных на опыте и знаниях и в то же время имеющих тенденцию к опережению событий и опыта. И. проявляется как конкретная форма единства рациональных созидательных способностей и орудий интеллектуальной деятельности, к которым относятся: память и интеллектуальные орудия труда (технические и информационные средства, методики, научные теории и др.). И. действует в контексте адекватной ему культурной среды, вне которой его созидательный потенциал не актуализируется, а инструментальные средства могут лишь формально соответствовать интеллектуальным орудиям.

Уровень И. характеризуется: богатством спектра ассоциаций, применяющихся в процессе поиска решений; быстротой и полнотой проработки возникающих альтернативных подходов; способностью критически ориентироваться в некорректно заданном проблемном поле. И. по своему происхождению и функционированию зависит от многих психических функций, в частности, от аффектов и интуиции, от связи языка и мышления.

Распространено толкование И. как синонима мышления. При этом полагается, что в отличие от собственно мышления, которое есть процесс, И. означает качество этого процесса. Критериями качества называют эффективность, простоту в познавательной деятельности и способность к нахождению нестандартных решений (Ф. Клике). Конструктивным и плодотворным является представление об И., основывающееся на нейро-физиологическом механизме предсказания, исследовавшемся П.К. Анохиным и названном им акцептором результата действия. Еще одно измерение д ля И. следует из формулы - «от инстинкта через условные рефлексы к интеллекту» (Л.С. Выготский).

В истории философии понятие И. имеет спектр значений, основное из которых - способность к рациональному познанию. И. (в древнегреческой философии - «нус») являлся одним из центральных гносеологических понятий в большинстве философских учений от Платона до середины XIX в. Его экспликация происходила в связи с различением души человека и души животного, рациональных и внерациональных источников познания, индивидуальной способности живого человека и характерных для Homo sapiens родовых признаков. У Канта и Гегеля И. исследуется в связи с разработкой категорий разума и рассудка. С конца XIX в. И. стал проблемой экспериментальной психологии (Эббингауз).

В настоящее время отсутствует общепринятое определение И. Более того, авторитетные ученые-психологи тестологического направления (А. Дженсен, М. Хоув, У. Найс- сер), которым на протяжении последних десятилетий принадлежал приоритет в изучении интеллектуальных возможностей человека, пришли к отрицанию И. как факта психической реальности и к отказу термину «И.» в научной значимости. Следует подчеркнуть, что тестологические исследования, несмотря на отмеченные негативные декларации, дают обширный экспериментальный материал по сравнительным оценкам интеллектуальных качеств и по корреляции их с нейрофизиологическими параметрами (Г.Ю. Айзенк).

К. Ясперс демонстрирует пример анализа И., сочетающий критичность с конструктивностью. Принимается, что И. есть совокупный умственный потенциал человека, включающий инструменты реализации познавательных способностей, которые он целесообразно использует для адаптации к жизни.

И. не может полноценно исследоваться изолированно от его происхождения, от условий и динамики его существования. Попытки рассматривать И. сам по себе приводят к его «исчезновению» и выводу о его несуществовании. Активность И. протекает в открытой среде, нетипичность проявлений И. должна интерпретироваться как перманентное продолжение его становления. И. не может быть объяснен или выведен непосредственно из свойств мозга. Его формирование непосредственно связано с творчеством. И. формируется в процессе становления индивидуума в конкретном социуме и зависит от социализации личности.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 202.

Понятие: