Физиологический идеализм

«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ», концепция, признающая источником содержания и структуры познавательной деятельности свойства физиологического субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе. Сторонники «физиологического идеализма» исходят из того, что ощущения, восприятия, представления, будучи продуктами раздражения специальных нервных устройств, сложившихся в ходе биологической эволюции, не воспроизводят характеристик объективного мира. Поэтому качества и свойства ощущений, представлений и т. д. для «физиологического идеализма» первичны по отношению к объективной реальности.

Концепция «физиологического идеализма» возникла в 19 веке в связи с экспериментальным обнаружением того, что сенсорная реакция органов чувств является специфической и может вызываться не только адекватным стимулом (например, зрительное ощущение светом), но и неадекватным (например, зрительное ощущение электрическими или механическими раздражителем). И. Мюллер и Ч. Белл сформулировали на этой основе принцип «специфической энергии органов чувств», который составил теоретический фундамент «физиологического идеализма»

Новые варианты «физиологического идеализма», возникшие в 20 веке, связаны с попытками утвердить в качестве конечного источника объективно-значимой информации о мире либо структурные и функциональные свойства мозга (Ч. С. Шеррингтон), либо особенности нервно-мышечного приспособления (Э. Б. Холт).

Отвергая «физиологический идеализм», материалисты (Фейербах, Сеченов) признают факт специфичности органов чувств, однако трактуют его как показатель приспособления нервной системы к наиболее расчленённому и адекватному отображению свойств объекта. Антинаучная сущность «физиологического идеализма» была раскрыта В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Яpошевский М. Г., Критика В. И. Лениным физиологического идеализма и ее значение для понимания истории психофизиологии, «Вопросы психологии», 1960, №2; его ж е, История психологии, M., 19762, гл. 7 и 12.