Психологизм (СЗФ.ЭС, 2009)

ПСИХОЛОГИЗМ (нем. Psychologtimus) - полемическое понятие, как правило, обозначающее движение в философии 19 века, ориентированное на психологическое обоснование философии и гуманитарных дисциплин. Дискуссия о психологизме на рубеже 19-20 веков была обусловлена различными факторами: кризисом спекулятивного философствования, попытками интеграции философии и эмпирических наук, становлением психологии в качестве самостоятельной науки и др. Впервые термин «психологизм» был введен в 1866 году И.Ф. Эрдманном для обозначения позиции Ф. Бенеке. Не употребляя этот термин, психологическое обоснование логики критиковали И.Ф. Гербарт, Б. Больцано, Р.Г. Лотце, Т. Фреге, неокантианцы Баденской и Марбургской школ. Универсальное значение понятие психологизма получило после публикации «Логических исследований» Э. Гуссерля (1900-1901), определившего психологизм как вид характерного для философии 19 века «антропологизма», выводящего принципы познания из природы познающего субъекта. Такой подход имеет, по его мнению, релятивистские последствия и не в состоянии доказать наличие универсальных норм познания. Исток психологизма он видит в отсутствии четкого различия между реальными и идеальными компонентами знания, а также в смешении эмпирического и неэмпирического типов познания. Э. Гуссерль развивает идею «наукоучения» - априорного исследования универсальных условий возможности науки, свободного от любого рода фактических (антропологических, психофизиологических, социокультурных) предпосылок. В его состав включался комплекс логико-математических, онтологических, семантических исследований, а также феноменология-учение об универсальных структурах когнитивного опыта. Критика Э. Гуссерля вызвала широкий, но неоднозначный отклик в философии начала 20 века. Она способствовала институциональному размежеванию психологии и философии, а также стала основой для формирования феноменологического движения. В аналитической традиции критика психологизма связывается с проектами Г. Фреге и логического эмпиризма. В настоящее время проблема психологизма вновь актуализируется с развитием современных натуралистических теоретико-познавательных концепций (эволюционная эпистемология).

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 173.