Райятвари

В конце XVIII века на землях, первоначально составлявших Мадрасское президентство, англичане тоже ввели было систему постоянного заминдари. Однако в 1792 г. в отошедших от Майсура и присоединенных к Мадрасу областях основная часть феодалов боролась против установления английского господства, и власти не только не собирались закреплять за ними земли, но часто подвергали их владения конфискации. К тому же сельская община там была настолько сильна, что непризнание крестьянских прав на землю могло вызвать восстание в области, через которую в случае новой войны с Майсуром должны были идти все линии коммуникаций английской армии с Карнатиком. Поэтому там в 1793 г. была введена другая земельно-налоговая система, получившая впоследствии название «райятвари» *. В 1818—1823 гг. эта система распространилась на те земли Мадрасского президентства, где еще не было введено постоянное заминдари.

В отдельных случаях, когда недовольство крестьян системой постоянного заминдари перерастало в бунт, английские власти на юге выкупали у заминдаров их владения и возвращали крестьянам. Однако тогда колониальные чиновники заставляли крестьян, помимо установленного налога, выплачивать в рассрочку также ту сумму, которую получил помещик. На таких крестьян ложилось исключительно тяжелое налоговое бремя. В 1818 г. система райятвари была частично видоизменена (отменен запрет бросать плохую землю без отказа от такого же участка хорошей и т. п.) и в течение нескольких лет введена на всей территории Мадрасского, а потом и большей части Бомбейского президентств.

По системе райятвари английские колонизаторы признавали землевладельцами не заминдаров, а мирасдаров, которые в Южной Индии были в основном полноправными общинниками. Кроме того следует отметить, что райятами-землевладельцами были признаны все категории крестьян, которые хотя и не имели прав мирасдаров, но платили земельный налог непосредственно 'государству. В некоторых местах из мирасдаров выделилась феодализирующаяея верхушка, а иногда вся деревня попадала под власть одного мираедара, который собирал с нее земельный .налог сначала в пользу государства, а затем и в собственную, и становился тем самым мелким помещиком, земля которого превращалась в частную земельную собственность. Низшие, неполноправные, слои деревни (основная часть .«пришлых» крестьян, рабы и ремесленники из неприкасаемых), которых ранее по местным обычаям нельзя было сгонять с земли, пока они исправно выполняли свои обязанности и платили общинной верхушке ренту со своих участков, теперь лишались в большинстве случаев прав на землю и становились бесправными арендаторами-испольщиками, арендную плату которых можно было повысить, а их в любой момент согнать с земли.

По системе райятвари выгоны и пустоши, принадлежавшие ранее общине, были экспроприированы государством. Крестьяне лишались возможности бесплатно пасти свой скот и собирать кустарник на топливо.

До середины 20-х годов XIX века в Мадрасе применялась принудительная обработка земли, и, если крестьянин отказывался от участка плохой земли, коллектор заставлял его оставлять без обработки равный по площади участок хорошей земли. Лишь позднее это условие в системе райятвари было отменено. При системе райятвари колонизаторы установили непосильный налог, поэтому земля потеряла свою ценность и практика ее купли-продажи была на время фактически ликвидирована.

Система райятвари, как и постоянное заминдари Корнуоллиса, вводилась в первую очередь в интересах колонизаторов. В Южной Индии, как и в Бенгалии, устанавливая высокий земельный налог, колонизаторы ссылались на государственную собственность на землю, утверждая, что право на нее они якобы унаследовали от предыдущих правителей. В действительности же, приспособив этот вид феодальной земельной собственности к своим интересам, англичане видоизменили ее, превратив в собственность колониального государства. К тому же они конфисковали общинные выгоны и пустоши, чего никогда не делали феодальные правители Индии. На основе колониальной государственной собственности на землю английские власти стали также рассматривать райятов как своих «бессрочных арендаторов», с которых они были вправе требовать любую арендную плату, т. е. облагать любым земельным налогом.

Таким образом при системе райятвари частные земельные собственники были одновременно признаны наследственными арендаторами. Главное различие между бенгальской системой и райятвари заключалось в том, что в Бенгалии частными земельными собственниками были признаны помещики, а при райятвари — в основном крестьяне. Такое противоречивое сочетание частной феодальной и государственной колониальной собственности на землю в обеих земельно-налоговых системах отражало двойственность положения Индии как колонии, т. е. страны феодальной, однако эксплуатируемой в интересах прежде всего не местных феодалов, а чужеземных капиталистов. Английская буржуазия извлекала колониальную прибыль, эксплуатируя индийское население феодальными методами. Это и нашло свое выражение в господстве колониального государства при любых вводимых англичанами формах земельной собственности в Индии.

Отличие райятвари от постоянного заминдари приводило к несколько иному развитию южноиндийской деревни, чем в Бенгалии. При системе райятвари государственная собственность на практике выразилась в установлении ежегодного земельного налога в размере максимальной суммы, которую индийский крестьянин мог выплатить только при наиболее благоприятном стечении обстоятельств. По данным мадрасского налогового ведомства, первые же попытки введения райятвари «почти в каждом случае сильно увеличили размер требуемого земельного налога: в Диндигуле земельный налог повысился почти вдвое, в Барамахале — на 21% и т. д.» **.

Недоимки все росли. В течение всего XIX в. при каждом пересмотре ставок земельного налога английским властям приходилось списывать недоимки и снижать налог. По

признанию английских властей в Индии, «вся история взимания земельного налога с 1818 по 1855 г. и позднее была историей настойчивых и справедливых требований о сильном снижении ставок земельного налога и о списании недоимок... Это было вызвано чрезмерным земельным налогом, возлагаемым на райятов» ***.

Англичане вынуждены были признать, что система райятвари сделала положение крестьянина почти невыносимым. «Не зная действительных ресурсов недавно приобретенных стран, а также точного характера землевладения в них, немногочисленная группа иноземных завоевателей... невежественно отрицает частную собственность на землю и этим отрицанием разрушает ее; забирает то, что принадлежало обществу, и предоставляет вместо этого денежную субсидию одному лицу; провозглашает ограничение обложения с каждого поля, но фактически, устанавливая в качестве предела недостижимый максимум, облагает райята по своему усмотрению; насильно приковывает земледельца к плугу; заставляет его обрабатывать землю, обложенную, по всеобщему признанию, чрезмерными налогами; тащит его обратно, если он убегает... отнимает у него все, что только можно взять, и не оставляет ему ничего, кроме волов и посевного зерна, и даже [нередко] вынуждена снабжать его и этим, чтобы он мог продолжать свою печальную обязанность трудиться на других» ****. Так писали сами английские чиновники.

Крестьяне не вылезали из недоимок и долгов. По подсчетам одного английского чиновника, «одна потребность (крестьянской семьи. — Ред.) в рисе превышает весь излишек, оставшийся райяту (после уплаты налога. — Ред.)... Плуг сам по себе мало обеспечивает райята. Если бы обработка земли не давала ему права на пастбище для скота и на участок для огорода, то райят не смог бы просуществовать»  *****.

К. Маркс, называя райятвари пародией на французскую систему мелкой крестьянской собственности, указывал, что как система заминдари, так и райятвари «обе произведены не в интересах народных масс, обрабатывающих землю, и не в интересах держателей, владеющих ею, а в интересах правительства, облагающего ее налогом... И какой пародией на французского крестьянина был индийский райят, лишенный всяких постоянных прав на землю и облагаемый поборами, меняющимися каждый год в зависимости от собираемого им урожая... введенная у них система быстро выродилась в систему принудительных полевых работ и земля потеряла вею свою ценность»  ******.

В районах райятвари, как и в районах постоянного заминдари, господствующей формой эксплуатации крестьянства в XIX в. оставалось взимание феодальной ренты. Аграрные системы англичан привели только к упрочению феодальной, а потом полуфеодальной эксплуатации крестьянства. Именно поэтому Маркс характеризовал систему заминдарства как пародию на английский лендлордизм, а райятвари — как пародию на французскую систему крестьянской собственности.

Примечания

*  От арабского термина «райят» в значении «арендатор, крестьянин».

** «Affairs of the East India Company. Minutes of evidence..., vol. Ill, London, 1832, Appendix, p. 431.

*** «Land revenue policy of the Indian government», Calcutta, 1902, p. 166.

**** «Affairs of the East India Company...», p. 43.

***** Ibid., p. 366.

****** К. Маркс, Военный вопрос. — Парламентские дела. — Индия, — К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 9, изд. 2, стр. 221, 222.

Цитируется по изд.: Новая история Индии. Отв. ред. К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов. М., 1961, с. 191-195.

Понятие: