Индуизм и ислам в Индии

Тюрки и афганцы принесли с собой элементы новой культуры, которая оказывала воздействие на жизнь Индии и постепенно изменяла ее. Прежде всего это был новый — персидский — язык, вытеснявший санскрит, до того бывший официальным языком всей Северной Индии, что сильно повлияло на языковое общение и литературное творчество. В течение последующих столетий персидский язык стал лингва-франка почти всей Южной Азии, и развитие персидской литературы заложило основы смешанной индомусульманской культуры. При султанате Дели наблюдался расцвет индоперсидской литературы. Особо почетное место занимала история. Одним из ее ведущих светил был мусульманин мулла Барани (умер в 1358 году), чей труд «Тарик-Фирозшахи» представлял собой хронику мусульманских правителей вплоть до царствования Фируз Шаха. Одной из самых значительных фигур этого времени был поэт Амир Хосров (1253-1325 годы) по прозвищу Тути-и-Хинди («Попугай Индии»), которое он получил за многочисленность и красоту своих произведений. Амир Хосров — самый значительный из всех персидских поэтов, родившихся в Индии, он вошел в историю как родоначальник индо-мусульманской культуры. Персидская литература также принесла с собой новую форму изобразительного искусства, так как многие книги были снабжены изысканными миниатюрами персидских художников. Этот стиль искусства был воспринят индийцами, и позже, в конце XVI и в XVII веке, достиг новых высот.

Наиболее ощутимые изменения в индийский пейзаж внесло появление нового архитектурного стиля. Тюркские захватчики принесли с собою традиции арабской и персидской архитектуры. Повсюду, где ступала их нога, они строили большие крепости, дворцы, гробницы, молитвенные дома, украшенные цветочными и геометрическими узорами и текстами из Корана. Благодаря им мечети, мавзолеи, арки, купола и минареты стал неотъемлемой частью индийского ландшафта. Самым важным сооружением была мечеть, святыня, где мусульмане собирались для молитвы. Квадратная или прямоугольная по периметру, она была с трех сторон обнесена крытыми галереями или аркадами с рядами колонн. Во время молитвы верующие сидели лицом к восточной стене, обращенной к Мекке, духовной столице ислама. На каждом углу возвышался минарет, узкая стрельчатая башня, с которой муэдзин призывал верующих к молитве.

Другим значительным архитектурным сооружением был мавзолей — гробница, заключенная в восьмиугольное или квадратное помещение, увенчанное куполом. В отличие от индийской архитектуры с ее богатыми, вычурными украшениями, здания мусульман отличались строгостью, монументальностью и умеренностью орнамента. В соответствии с учением ислама полностью отсутствовали изображения живых существ. Самая ранняя из известных мечетей — Кувват уль ислам («Могущество ислама»), возведенная Кутб уд-Дином на месте крупнейшего индуистского храма Дели в честь триумфа ислама над индуизмом, что и отражено в ее названии.

Что касается религиозной сферы, влияние ислама, безусловно, было огромным. Концепция единого Бога, нападки мусульман на кастовую систему и на поклонение «идолам» оказали глубочайшее воздействие на мировоззрение индусов. Все это способствовало появлению ряда религиозных сект, которые проповедовали отказ от аскетизма, ритуала и кастовых различий и призывали к единой всеобщей религии. Индуистское учение о бхакти, прославлявшее пылкую и возвышенную любовь к Богу, вдохновило мусульманского ткача Кабира (1440-1518 годы) на попытку слияния идей индуизма и ислама. Кабир провозглашал: «Бог един, поклоняемся ли мы Ему как Аллаху или Раме... Бог индусов обитает в Бенаресе, Бог мусульман — в Мекке; но Он, сотворивший мир, живет не в рукотворном городе, Он — Единый Отец и индуса, и мусульманина».

В учении Кабира черпали вдохновение миллионы мусульман и индусов, отказавшихся от ортодоксальной веры во имя чистой любви к Богу. Демократические идеи ислама дали импульс развитию в Пенджабе сикхизма, религии, в которой эти идеи воплотились наиболее ярко. Она была основана Гуру Нанаком (1469-1538 годы), индусом, отказавшимся от кастовых ограничений, и тоже проповедовала религию единого Бога, творца всего сущего.

Цитируется по изд.: С. Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007, с. 139-141.

Понятие: