Семья (СИЭ, 1969)

СЕМЬЯ – исторически обусловленная социальная ячейка, основанная на брачных связях и отношениях кровного родства. На разных этапах развития семейно-брачных отношений размеры, структура и социальная роль семьи различны. Выделяются несколько основных исторических форм (типов) семьи, соответствующих последовательным эпохам в эволюции человеческого общества.

Древнейшая историческая форма семьи, которую можно с большей или меньшей степенью достоверности реконструировать на основании этнографических материалов, - парная семья - характеризовалась неустойчивостью брачных и экономических связей. По вопросу о времени и исторических условиях появления парной семьи среди советских ученых нет единого мнения. Согласно точке зрения, разделяемой большинством советских историков, в первобытном обществе производственные отношения совпадали с родовыми отношениями, род выступал в качестве кровно-родственного коллектива, являясь в то же время реальной производственной ячейкой общества - родовой общиной. Поэтому формирование парной семьи означало возникновение противоречия между родом и новой социальной ячейкой, стоявшей вне рода, так как муж и жена в силу закона экзогамии принадлежали к различным родам. Некоторые этнографы (А. М. Золотарев, М. О. Косвен, Ю. И. Семенов, С. П. Толстов и др.) исходят при этом из гипотезы о дислокальности первоначального брака (т. е. муж и жена жили раздельно в своих родовых общинах). Другие исследователи (Н. А. Бутинов) считают, напротив, что предположение об универсальности дислокального брака не может считаться доказанным. Род, по их мнению, никогда не совпадал с родовой общиной, внутри которой уже на ранних стадиях первобытного общества могли возникать парные семьи.

Несмотря на то, что парная семья представляла собой определенное экономическое единство, она не была самодовлеющей производственной ячейкой. Такая ячейка возникала по мере разложения первобытно-коммунистических отношений. Сложился новый тип семьи - большая семья. По мнению некоторых советских исследователей (М. О. Косвен и др.), большая семья формируется в материнско-родовом обществе. Она представляет собой сравнительно широкую социальную группу - обычно матрилокальную (см. Матрилокальность), состоящую из четырех-пяти поколений ближайших родственников, потомков одной женщины. Развитие производительных сил и переход к прочному патрилокальному (см. Патрилокальность) поселению супругов обусловливают превращение материнской большой семьи в патриархальную. Эта точка зрения, однако, оспаривается некоторыми исследователями, полагающими, что большая семья возникает лишь с переходом к патриархальному (отцовскому) роду.

В условиях господства патриархально- родовых отношений основной экономической ячейкой общества является, как правило, патриархальная большая семья, семейная община. Примером такой семейной общины является задруга; это, однако, не означает, что характеристика задруги, относящейся к эпохе феодализма и ставшей объектом этнографического изучения с 18 века, может быть полностью перенесена на большую семью первобытного общества. При родовом строе неизбежное разрастание и дробление большой семьи не приводят к полному обособлению дочерних групп. В результате сегментации большесемейной общины возникает группа родственных семей, представляющая собой экономическое, общественное и идеологическое единство - патронимия. Первоначально в патронимии объединялись большие семьи; позднее, с развитием частной собственности, укрепляется и постепенно обособляется малая (индивидуальная, моногамная) семья, состоящая только из родителей и их детей.

В этой форме (малой, моногамной) семья вступает в классовое общество, она «...содержит в миниатюре все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государств» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 61). Но при определенных конкретно-исторических условиях в классовом обществе часто сохраняется и патриархальная семья (например, древнеримская фамилия, задруга и др.). Малая семья является господствующей во всех антагонистических классовых формациях, женщина занимает в ней неполноправное, подчиненное положение. Лишь социалистическая революция создает условия для формирования семьи нового типа, основанной на подлинном равноправии полов и новой социалистической морали.

Историография семьи. Несмотря на то, что некоторые мыслители древнего мира высказывали догадки о преходящем характере современной им формы семьи, в целом для древности и средневековья была характерна так называемая патриархальная теория семьи. К 19 веку был накоплен значительный фактический материал по семейной организации у различных народов мира, но изучение семьи носило преимущественно описательный характер. Начало научной разработке истории семьи было положено И. Бахофеном, впервые сформулировавшим тезис о том, что возникновению семьи предшествовал длительный период беспорядочных брачных отношений - промискуитета. Первая попытка дать всемирно-историческую схему развития семьи принадлежит Л. Г. Моргану. Опираясь главным образом на результаты своих исследований в области системы родства, Морган высказал предположение, что человечество прошло через пять последовательных стадий семьи: кровнородственную, пуналуальную, парную, патриархальную и моногамную. По мысли Моргана, первый, второй и пятый типы семьи были основными; им соответствуют малайская, турано-ганованская и описательная системы родства. 3-й и 4-й типы, как переходные, не породили особых систем родства. Последующие исследования внесли существенные уточнения в эту гипотезу. Ф. Энгельс, положивший периодизацию Моргана в основу своей работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в 4-м издании этой книги (…) отказался от предположения об универсальном распространении в древности семьи типа пуналуа (см. Пуналуальная семья). Исследования систем родства (У. Риверс, А. М. Золотарев, Д. А. Ольдерогге) позволили установить, что Морган ошибался, когда считал малайский тип номенклатуры родства древнейшим и отражающим отношения кровнородственной семьи. В действительности, малайская система возникает по мере разложения рода и исчезновения родовой экзогамии. Тем самым отпало единственное основание для реконструкции кровнородственной семьи. Подчеркивая эти частные ошибки Моргана, некоторые буржуазные ученые, исходя из предвзятых соображений, стремились доказать, что этнографические данные опровергли суть его теории - идею исторического развития форм семьи. В теоретических построениях Р. Лоуи, Дж. Мёрдока и других малая семья выступает социальным институтом, издавна присущим человеческому обществу. Советские этнографы, работая над реконструкцией исторических типов семьи, уделяют большое внимание изучению процессов, происходящих в семье социалистического общества.

M. В. Крюков. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; его же, К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., М.-Л., 1935; Максимов A., Что сделано по истории семьи, M., 1901; Штернберг Л. Я., Семья и род у народов северо-восточн. Азии, Л., 1933; Вольфсон С. Я., Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937; Ковалевский M., Очерки происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939; Ольдерогге Д. A., Малайская система родства, в кн.: Родовое общество, М., 1951 (Труды ИЭ. Новая сер., т. 14); Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963; Харчев А. Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологич. исследования, М., 1964; Бутинов Н. A., Письмо в редакцию, "СЭ", 1965, No 3; Семенов Ю. И., О периодизации первобытной истории, "СЭ", 1965, No 5; его же, Как возникло человечество, М., 1966; Lowie R., Primitive society, N. Y., 1961; Murdock G., Social structure, N. Y., 1949; Levi-Strauss C., Les structures élémentaires de la parenté, P., 1949; Leach E., Rethinking anthropology, L., 1961.

Понятие: