Понимание

ПОНИМАНИЕ (нем. Verstehen, англ. comprehension, understanding, фр. comprehension) - уразумение смысла или значения чего-либо. В феноменологии, а также в аналитической философии смысл, или значение, есть объективная величина, процесс познания которой следует строго отличать от психических процессов. Сводить идеально-логическое содержание смысла к субъективно-психическому «переживанию» или «вчувствованию» означало бы совершать ошибку психологизма - таков упрек, который бросает Э. Гуссерль В. Дильтею, а представители аналитической философии - сторонникам герменевтики. 

Категориальный статус термин «понимание» приобрел у Ф. Шлейермахера, переориентировавшего герменевтику с разработки правил истолкования конкретных текстов на исследование общих принципов их понимания. В концепции Ф. Шлейермахера понимание есть обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе его «грамматической» и «психологической» интерпретации, понимание осуществляется через реконструкцию смысла, который в конечном итоге сводится к замыслу. В исторической методологии И.Г. Дройзена понимание есть постижение индивидуального, в отличие от Объяснения, основным содержанием которого является подведение особенного под всеобщее. В герменевтике В. Дильтея понимание представляет собой проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста создания последнего. В философии М. Хайдеггера понимание из метода познания превращается в специфически человеческое отношение к действительности. Человек, по М. Хайдеггеру, понимающе относится к своему бытию, представляет собой толкующее себя бытие, «бытие понимающее». Следовательно, понимание есть не просто способ познания человеком мира, но прежде всего способ бытия человека в мире, оно, следовательно, имеет Онтологический (а не психологический, гносеологический или логический) характер. У Г.-Г. Гадамера хайдеггеровская трактовка понимания получает разработку применительно к традиционной проблематике истолкования текстов. Понимание некоторого текста, по Г.-Г. Гадамеру, неотделимо от самопонимания интерпретатора, поэтому предметом понимания является не смысл, вложенный в текст автором, а то предметное содержание («суть дела»), с осмыслением которого связан данный текст. «Предметное понимание», или «понимание по сути», Г.-Г. Гадамер противопоставляет историческому и психологическому подходам, методологической предпосылкой которых является разделенность субъекта понимания и его объекта. Герменевтический подход к проблеме понимания объединяет представление о процессе понимания как поиске смысла - в противовес пониманию как приписыванию значений.

Различие взглядов на проблему понимания внутри герменевтики обусловлено различием в решении вопроса о природе смысла. В зависимости от того, полагается ли смысл как имманентный тексту или как трансцендентный ему, понимание выступает либо как воспроизведение (традиционная герменевтика), либо как «произведение» в хайдеггеровском смысле слова (философская герменевтика). У позднего М. Хайдеггера, в частности, предметом понимания выступает не отдельный текст, а аккумулирующий в себе истину бытия язык, моментами выражения которого выступают отдельные тексты.

В последние десятилетия монополия герменевтики на разработку проблематики п. текста подорвана: герменевтическая методология либо дополняется Психоаналитической и структуралистской, либо исследуется как эпистемологическая и логическая проблема.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 170-171.