Болонский процесс

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС — процесс создания к 2010 году общего пространства высшего образования европейских стран путем сближения и гармонизации их образовательных систем. Болонский процесс зародился в контексте широкой интеграции стран Европейского союза как ответ на потребность во взаимном признании и идентификации документов об образовании и профессиональной квалификации в условиях возрастающего трансграничного перемещения рабочей силы.

Официально началом Болонского процесса считается подписание 29 странами Декларации «О европейском пространстве высшего образования» на конференции министров высшего образования в Болонье 19 июня 1999 года. Ей предшествовали «Великая хартия университетов», принятая 18 сентября 1988 года в Болонье, где ректоры европейских университетов провозгласили фундаментальные принципы (автономия, единство обучения и исследования, терпимость и открытость для диалога, универсальность знаний, гуманизм), необходимые университету во все более интернационализирующемся мире, и Сорбоннская декларация (Париж, 25 мая 1998), в которой министры образования Франции, Италии, Великобритании и Германии призвали все страны Европы приступить к «гармонизации архитектуры» их образовательных систем, отметив, что аналогичный опыт уже имел место в эпоху первых университетов, когда студенты и ученые свободно перемещались и быстро распространяли знания по всему континенту.

Вступление в Болонский процесс может стать стимулом к переменам в высшей школе, но не требует отказа от национальных систем. Необходимо лишь введение ряда параметров, позволяющих сопоставлять и оценивать знания, получаемые в разных странах. К ним относятся: двухуровневая система высшего образования (бакалавриат и магистратура), позволяющая создавать общее исследовательское пространство; единые или легко поддающиеся пересчету системы образовательных кредитов (зачетных единиц) для соизмерения затрат учебного труда студента на освоение учебных программ, что должно облегчить академическую мобильность (поездки на семестр или учебный год в зарубежные вузы); европейское приложение к диплому единого образца. Предусмотрен европейский контроль на заявительной основе качества обучения в вузе.

Для анализа и координации Болонского процесса раз в два года проходят конференции министров. Болонский процесс объединяет 46 стран и пользуется поддержкой ­ ЮНЕСКО.

Россия вступила в Болонский процесс в 2003 году. До этого в ряде ее вузов уже имелся многолетний опыт подготовки бакалавров и магистров. Но решающим этапом в этом деле стал федеральный закон (24 октября 2007 года), разделивший высшее профессиональное образование на самостоятельные уровни: «подготовка специалиста» со степенью или квалификацией «специалист» (традиционно не менее 5 лет) и параллельные ему и следующие один за другим бакалавриат (степень «бакалавр») и магистратура (степень «магистр») со сроком обучения 4 + 2 года. Основным типом выпускника становится бакалавр, имеющий фундаментальную подготовку. Он вправе продолжить обучение в любом вузе, пройдя по конкурсу в магистратуру, которая не считается для него вторым образованием. Занявшись наукой, он может затем по­ступить в аспирантуру, по терминологии Болонского процесса — докторантуру, в связи с чем возникает вопрос о названии наших ученых степеней кандидата и доктора наук.

Закон дал толчок массовому переходу российских вузов на новую схему обучения, что потребовало изменений в их нормативно-правовой и учебно-методической деятельности, обеспечении их соответствующими кадрами и материальной базой.

А. Л. Семенов.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.

Примечания «ПК»

Кто-то из высших должностных РФ, кажется, на тот момент это было третье лицо в государстве, выразил смысл болонской системы так: Запад хочет иметь от России не ученых, а дешевых лаборантов в свои европейские и американские лаборатории. Для этого болонский процесс и задуман.

Литература:

Будущее европейского образования. Болонский процесс (Сорбонна — Болонья — Саламанка — Прага) / Сост. Шевченко Е. В. СПб., 2002; Трайнев В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс: обобщение отечественной и зарубежной практики. М., 2008.