Археография в СССР

Великая Октябрьская социалистическая революция *, открыв перед исследователями архивы, создала неограниченные возможности для археографии и положила начало новому, советскому этапу в ее развитии. Советские археографы создали богатейшую документальную базу для разработки отечественной и зарубежной истории. Публикации советских документов, а также секретных материалов царского и Временного правительств началась вскоре после победы революции в газетах «Правда», «Известия» и других. По заданию В. И. Ленина в ноябре 1917 - феврале 1918 года под редакцией матроса-большевика Н. Г. Маркина вышло 7 «Сборников секретных документов из архива бывшего Министерства иностранных дел», которые разоблачали империалистический характер Первой мировой войны и захватнические цели русской и иностранной буржуазии. После Октябрьской революции было создано много учреждений, публикующих исторические источники. Сбором и изданием сочинений классиков марксизма-ленинизма и материалов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции стали заниматься научные учреждения: Комиссия по изучению истории РКП(б) и Октябрьской революции (Истпарт, образован в 1920 году), Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (НМЛ) и другие. Много ценных документов было опубликовано в журналах «Пролетарская революция», «Красная летопись». Их опыт издания источников имел весьма важное значение для развития советской археографии, помог в выработке правил публикации исторических источников. НМЛ подготовил такие важные публикации, как «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», «Протоколы Центрального Комитета РСДРП(б). Август 1917 - февраль 1918», «Декреты Советской власти» и другие. Большую роль в издании партийных и историко-революционных материалов сыграли В. В. Адоратский, М. С. Ольминский, И. И. Скворцов-Степанов, С. Н. Валк и другие.

Археографическую работу в АН в первые годы Советской власти вела Историко-археографическая комиссия (образована в 1926 году путем слияния Археографической комиссии с Постоянной исторической комиссией). В 1931 году она была преобразована в Историко-археографический институт, влившийся в 1936 году во вновь организованный Институт истории АН СССР. Эти учреждения выпустили много публикаций, в том числе ряд многотомных изданий («Крепостная мануфактура в России», «Материалы по истории народов СССР», «Русская правда» и др.). Ими были возобновлены и продолжены некоторые дореволюционные издания («Полное собрание русских летописей», «Письма и бумаги Петра Великого»). Институт истории издает материалы Октябрьской революции и революции 1905-1907 годов, документы по крестьянсокму движению в 19 - начале 20 веков, акты социально-экономической истории Русского государства 14 - начала 17 веков и др. В археографической работе учреждений АН СССР и в развитии советской археографии крупную роль сыграли А. И. Андреев, Б. Д. Греков, Д. С. Лихачев, В. В. Максаков, А. Н. Насонов, А. А. Новосельский, М. Н. Тихомиров, Н. В. Устюгов, Л. В. Черепнин и др.

Одно из ведущих мест в публикации документов занимают советские архивы и архивные органы. Они издали несколько сот сборников документов по всем периодам истории СССР. Наиболее значительными из них являются многотомные серии документов о крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева, «Восстание декабристов», «Международные отношения в эпоху империализма», «Рабочее движение в России в XIX в.», «Русские полководцы», «Русские флотоводцы» и другие. Много ценных источников опубликовано в журнале «Красный архив». Теоретические вопросы археографии освещались на страницах журнала «Архивное дело».

Одним из важнейших отличий совесткой археографии от дореволюционной является широкий размах археографической работы в союзных и автономных республиках, в краях и областях. Местные историко-партийные, архивные и академические учреждения с первых лет Советской власти начали публикации исторических источников. На Украине наряду с партийными документами издавались грамоты 14-15 веков, материалы по истории декабристов, первой русской революции, Октябрьской социалистической революции и др. В Белоруссии вышли документы по истории мануфактуры в период разложения феодализма, издается серия «История Белоруссии в документах и материалах» и другие. В Грузии развернулось серийное издание материалов 19 века. В Армении опубликованы документы об армяно-русских отношениях в 17 веке, издается «Вестник Матенадарана», в котором публикуются материалы крупнейшего в мире хранилища армянских рукописей, и т. д. Большая публикаторская работа ведется и в других республиках.

В развитии советской археографии важное место заняла борьба с представителями буржуазно-дворянской историографии, которые стремились привить советским археографам приемы издания источников в духе буржуазного объективизма, а также борьба с так называемой «школой Покровского», последователи которой пропагандировали выборочный, хрестоматийный метод издания документов. В этой борьбе советские археографы опирались на труды классиков марксизма-ленинизма, в которых имеются важнейшие указания об издании документов. Классики марксизма-ленинизма обращали особое внимание на точность передачи текста публикуемых документов, подчеркивали важное значение предисловия, примечаний и других элементов научно-справочного аппарата. В январе 1918 года за подписью В. И. Ленина был издан декрет «О редактировании и печатании законодательных и правительственных актов» (С. у., 1918, No 20, ст. 309), в котором В. И. Ленин требовал строжайшей проверки публикуемых законов «со стороны их подлинности и точности текста».

Важной задачей советской археографии была выработка единых научных правил публикации документов. Опыт издания документов был обобщен в опубликован в 1935 году проекте «Правил издания документов Центрального архивного управления СССР» (составлены А. А. Сергеевым), в котором подчеркивалась необходимость научно-критического издания документов. К научно-справочному аппарату предъявлялось требование давать классовую оценку содержания публикуемых источников. В 1936 году вышли «Правила издания документов XVI - XVII вв.» (подготовлены Б. Д. Грековым, К. Н. Сербиной и др.). Новым в них была разработка передачи текста по новой орфографии и введение особого раздела о сокращенной передаче текста в виде регест (изложение содержания документа) и документальных таблиц. Советский архивист и историк А. А. Шилов издал в 1939 году «Руководство по публикации документов XIX века и начала XX века», в котором рассмотрел все основные вопросы, связанные с публикацией источников нового времени. Важным и новым было выделение самостоятельного раздела о выявлении и отборе документов. В 1945 году были изданы «Основные правила публикации документов Государственного архивного фонда СССР». В них впервые были сформулированы основные методологические требования при выявлении и отборе источников для публикации, содержались подробные указания о выборе и передаче текста, археографическом оформлении, составлении научно-справочного аппарата и др. В 1955 году были опубликованы «Правила издания исторических документов» (подготовлены Институтом истории АН СССР, Главным архивным управлением и Историко-архивным институтом), которые существенно дополняли и улучшали «правила» 1945 года (2-е издание в 1956 году). В 1960 году вышли «Правила издания документов советского периода» (подготовлены Главным архивным управлением СССР).

В связи с решениями XX съезда КПСС (1956) начался новый период в развитии археографии, характеризующийся значительным расширением публикаторской работы, особенно на местах, повышением ее научного уровня (более строгий подход к передаче текста документов, большее единообразие археографические обработки источников и др.), улучшением теоретической работы, организацией новых археографических учреждений (Сектор публикации в Институте истории АН СССР - 1953; Археографическая комиссия при Отделении исторических наук АН СССР - 1956), созданием в 1955 году нового журнала «Исторический архив».

Принципиальное отличие советской археографии от дореволюционной русской и современной буржуазной археографии состоит в том, что она намного расширила тематику своих изданий и, руководствуясь марксистско-ленинской методологией, сосредоточила основное внимание на публикацию источников по истории трудящихся масс и экономического развития страны, классовой борьбы, освободительного и революционного движения, документов по истории народов СССР. Значительное внимание советские археографы уделяют изданию источников по новой и новейшей истории. Исключительное значение имеют издания произведений классиков марксизма-ленинизма и документов по истории Коммунистической партии и социалистического строительства. Для советской археографии характерно планирование публикаторской работы. Все археографические учреждения имеют годовые, а также многолетние и перспективные планы издания источников; они осуществляют совместные издания (например, издание серий «Великая Октябрьская социалистическая революция. Документы и материалы», «Революция 1905-1907 годов в России» и др). Получает распространение совместная публикаторская работа с архивистами стран народной демократии.

В отличие от дореволюционной археографии, советские археографы уделяют большое внимание разработке теоретических проблем археографии, созданию единых научных правил издания источников. Советская археография, как и вся советская историческая наука, заняла видное положение в мировой исторической науке.

И. А. Булыгин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Примечания «ПК»

* — «Великая Октябрьская социалистическая революция», — Следует между прочим отметить, что такое избыточно патетическое наименование известного события осенью 17-го года сами участники события не использовали. Если мы почитаем воспоминания тех, кто штурмовал Зимний дворец и расставлял воинские части по Петрограду, то встретим в тексте гораздо более скроные наименования: «октябрьские дни», «октябрьский переворот», просто «октябрь», октябрьская революция. (См. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Л., 1956). Патетическое наименование из четырех слов было утверждено в качестве официального через несколько десятилетий после события.

Литература:

Ленин В. И., Переписка Маркса с Энгельсом, Соч., 4 изд., т. 19; его же, Письмо В. В. Воровскому 24. X. 1919, там же, т. 35; Валк С. Н.,Сов. археография, М.-Л., 1948; Очерки истории ист. науки в СССР, т. 1-2, М., 1955-60; Хрестоматия по археографии, М., 1955; Новосельский А. А. и Шунков В. И., Издание ист. источников в СССР, в кн.: Десятый междунар. конгресс историков в Риме. Сент. 1955. Доклады сов. делегации, М., 1956; Софинов П. Г., Из истории рус. дореволюц. археографии, М., 1957 (библ.); Селезнев М. С., Предмет и вопросы методологии сов. археографии, М., 1959; его же, О нек-рых вопр. сов. археографии, "ИА", 1960, No 4; Программа курса "Археография" (для Моск. гос. историко-архивного ин-та), М., 1957; Методич. пособие по археографии, M, 1958 (библ.); Зимин А. A., Методика издания др.-рус. актов, М., 1959 (указана библ.); Литвак Б. Г., Назревшие вопросы археографии док-тов сов. периода, "ИА", 1960, No 2; Булыгин И. А.,Рейхберг Г. Е., О типах, видах и формах публикации док-тов, "ИА", 1960, No 5. См. также библиографию к статьям: Археографическая комиссия, Русское историческое общество и др.

Понятие: