Психология творчества

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — область психологических исследований творческой деятельности людей в науке (см. Психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве. Стремится понять опыт художника и его формирования у индивида. Ее методологическая основа — принцип историзма. Особый раздел образует изучение творческой деятельности детей.

К специфической проблематике психологии творчества относится: 1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной активности; 2) изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества, — способностей, таланта, гениальности; 3) изучение влияния, оказываемого на личность ее вхождением в творческий коллектив (см. Фацилитация социальная) 4) изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, — групповой дискуссии, мозговой атаки, некоторых психофармакологических средств и т. п. 

Важнейшие положения теории и психологии творчества таковы: 1) понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества; 2) всякое понимание есть непонимание и предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека; 3) мысль не передается, а только возбуждается через слово; 4) жизнь каждого поэтического сюжета, образа и т. д. состоит в пользовании им.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 496-497.