Любомудры (Маслин, 2014)

ЛЮБОМУДРЫ («Общество любомудров») - философский кружок молодых московских интеллектуалов - «архивных юношей». Был образован кружок в 1823 году и просуществовал 2 года, до декабря 1825 года, когда при организационной ликвидации были сожжены все его документы, по свидетельству его историографа Кошелева, «главными участниками» были князь Одоевский, Веневитинов (секретарь), И. В Киреевский, Кошелев, Н. М. Рожалин, В. П. Титов, Шевырев, Н. А. Мельгунов, достаточно близки к кружку были Погодин, А. С. Хомяков, В. К. Кюхельбекер. Ведущими теоретиками среди любомудров были Одоевский и Веневитинов. Сам термин «любомудрие» был выбран сознательно для подчеркивания своего отличия от французской просветительской философии. В статье «Секта идеалистико-элеатическая» Одоевский писал: «До сих пор философа не могут себе представить иначе, как в образе французского говоруна XVIII века, - много ли таких, которые мог ли бы измерить, сколь велико расстояние между истинною, небесной философией и философией Вольтеров и Гельвециев» (Мнемозина. 1825. Ч. 4. С. 163). В среде любомудров господствовала немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг. Окен, Геррес). Влияние немецкой философии можно считать одной из типологических характеристик миросозерцания любомудров.

Второй характеристикой подобного рода можно считать русский романтизм (Романтизм философский). Почти все любомудры в философском плане были романтиками в их обращенности к основным романтическим принципам — национализму, индивидуализму и универсализму. Многие исследователи упрекают Одоевского и Веневитинова за незавершенность их сочинений, за незаконченность их философских учений, тогда как это было лишь следование одному из романтических принципов - «zum fragmentarische Welt und Leben», которое по форме выражалось в афористической фрагментарности. С одной стороны, в этом можно увидеть подражание сочинениям Л. Тика н Новалиса, с другой же стороны, это было выражением романтической сопряженности философского текста и дискретности индивидуализированного бытия. На миропонимание любомудров значительное влияние оказала и эпоха александровского мистицизма с его повышенным интересом к немецкой философской мистике. Самым крупным памятником литературы любомудрия и русского романтизма можно считать философский роман Одоевского «Русские ночи», который был насквозь пропитан любомудрием, «романтикой и метафизикой» (Котляревский Н. А. Старинные портреты. Спб., 1867. С. 152). «Чистым любомудром» можно считать только лишь одного Веневитинова, умершего очень молодым. Для Одоевского любомудрие было важным, но лишь одним из этапов длительной эволюции его философско-эстетического миросозерцания. Киреевский и Кошелев стали видными деятелями славянофильства: 1-й - теоретиком, 2-й - издателем журн. «Русская беседа». Шевырев и Погодин стали профессора Московского университета, а Мельгунов - музыкальным критиком. Пристрастие к немецкой философии и к немецкой романтической литературе привело любомудров к мысли о том, что «истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, были философами». Если задача философии понималась ими как учение о познании, то пути философии трактовались в духе трансцендентализма. Любомудры настойчиво обсуждали мысль о необходимости пост роения самостоятельной русской философии, «опираясь на твердые начала философии». «Россия найдет свое основание, свой залог самобытности и своей нравственной свободы в философии». В определенном смысле эти идеи нашли свое воплощение в философских изданиях любомудры - «Мнемозине» и «Московском вестнике». Миросозерцание любомудров развивалось в русле мирового и русского романтизма и в этой связи не обрело черты строгой философской системы; это был своеобразный комментарий к культуре в форме весьма развитой философской эстетики.

А. И. Абрамов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 354-355.

Литература:

Кошелев А. И. Записки (1812-1883) М., 1991; Пятковский А П Князь В. Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов. Спб., 1901; Сакулин Л. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. М., 1913. Т. 1, ч. 1; Манн Ю. Из истории русского романтизма. М., 1988; Каменский 3 А. Московский кружок любомудров. М., 1980; Сахаров В. И. Из истории русского романтизма. М., 1988; Песков А. М. У истоков русского философствования: шеллингианские таинства любомудров // Вопросы философии. 1994. № 5; Аронсон М.. Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001.

Понятие: