Гуны

ГУНЫ (санскр. гуна, буквально — качество, нить), в древнеиндийской мысли субстанции-силы, входящие в состав пракрити и направляющие её развитие в определенном направлении. Учение о гунах получило особое развитие в санкхье: пракрити состоит из трёх гун (подобно канату, сплетённому из трёх отдельных верёвок) — саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся источником положит, эмоций (радости, светлого и т. п.), раджаса, стимулирующего элемента (в том числе приводящего в движение) и порождающего страдание, тамаса — пассивного, отрицательного начала, порождающего апатию, безразличие, тьму, косность, аморфность и т. п. Гуны невоспринимаемы, об их существовании можно судить только по их следствиям — объектам тварного мира, отражающим преобладающий тип гун и, следовательно, вызывающим или радость, или отрицательные эмоции, или индифферентность. Три гуны могут находиться как в состоянии конфликта, противоборства друг с другом, так и в состоянии равновесия, обеспечивающего гармонию. Все нейтральные объекты объясняются преобладанием какой-либо одной из гун.

Гуны пронизывают все объекты и находятся в процессе вечного изменения, который бывает двух типов. Первый из них — сварупа-паринама, он предполагает автономные изменения в пределах каждой из трёх гун, не затрагивающие две другие гуны; на этой стадии нет взаимодействия гун, их сочетаний, они существуют как однородная масса, внутри которой нет перемещений и, следовательно, нет ни объектов, ни качеств. Это состояние равновесия характерно для распадающегося мира или мира до творения. Второй тип изменения гун — вирупа-паринама; он предполагает преобладание одной из гун над двумя другими и, таким образом, превращение в иное, что открывает эволюцию Вселенной.

В других философских школах гуны понимались иначе. Для вайшешики гуны — качество, обладающее теми или иными свойствами. В упанишадах гуны — психические состояния, вызывающие отрицательные физические и духовные эффекты. В некоторых системах гуны характеризовали разные типы реальности. Учение о гунах сыграло значительную роль в концепциях, уделявших особое внимание становлению мира объектов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Примечания «ПК»

Не путать с китайским «Гун» – термином китайской философии и логики.

Понятие: