Фасцинация

ФАСЦИНАЦИЯ — специально организованное вербальное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего возрастает возможность ее воздействия на их поведение.

Формы фасцинация бывают различными. В зависимости от акустической организации интенсивность фасцинации может варьировать от минимальной (монотонная дикторская речь) до максимальной (специально интонированная речь, декламация, пение). Важный фактор фасцинация — ритмическая организация сообщения.

Существует и фасцинация семантическая, когда текст сообщения при определенных условиях оказывается жизненно значимым для реципиентов, вызывая резкое изменение их поведения; например, она проявилась в «феномене 30 октября 1938 г.», когда радиоинсценировка «Борьбы миров» Г. Уэллса вызвала в США массовую панику, охватившую свыше миллиона человек. Аналогичный эффект эта радиопостановка вызвала в Эквадоре 15 лет спустя. Эффект фасцинация семантической также присущ слухам.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 884-885.

Понятие: