Могильники

МОГИЛЬНИКИ - в археологии могильниками называют комплексы погребений; античными могильниками называются обычно некрополями, христианские и мусульманские - кладбищами. Первые захоронения умерших появились еще в эпоху палеолита, но тогда они совершались еще в местах стоянок, а не в специально отведенных местах. Настоящие могильники появляются в эпоху неолита, когда сложились первые представления о загробной жизни. Погребения всегда совершались с соблюдением определенного обряда, в могилу вместе с умершим клали различные предметы («погребальный инвентарь»): одежду, оружие, украшения, посуду и другие бытовые вещи, пищу, туши жертвенных животных и прочее. С развитием патриархата в мужские могилы нередко клали убитых женщин, а в период распада родовых и возникновения классовых отношений в гробницах вождей, царей и прочих появляются иногда убитые рабы или другие социально зависимые лица. По обряду погребения различают трупоположения и трупосожжения; во втором случае тело умершего сжигалось и производилось захоронение пепла. Формы могильных сооружений, применявшихся в разное время различными племенами и народами, бесконечно разнообразны: ямы, простые земляные или обложенные деревом или камнем, катакомбы, склепы, огромные погребальные постройки как пирамиды, мавзолеи и прочие. Хоронили умерших или их пепел и в кувшинах или в других сосудах (урнах), и в каменных ящиках, и в деревянных срубах. По внешним признакам могильники делятся обычно на курганные, отмеченные земляными или каменными насыпями над могилами (курганы были распространены с эпохи энеолита до средневековья), и грунтовые, не имеющие таких насыпей. Грунтовые могилы нередко имели в древности какие-либо наземные обозначения - постройки или ограды из дерева, намогильные плиты и пр. Встречаются могильники и смешанные, курганно-грунтовые. Археологические изучение могильников дает богатый материал для исследования не только верований древнего населения, но и других сторон его жизни: материальной культуры, быта, форм хозяйства, производства и торговли, техники, семейных и социальных отношений, искусства и прочего. Кроме того, раскопки могильников доставляют материал для палеоантропологии и в наибольшей степени пополняют музеи коллекциями целых древних предметов, редко встречаемых при раскопке поселений.

Д. Б. Шелов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Литература:

Бобринский А. A., Курганы и случайные археологич. находки близ местечка Смелы, т. 1-3, СПБ, 1887-1901; Спицин А. A., Расселение Древнерус. племен по археологич. данным, "ЖМНП", 1899, No 8; его же, Владимирские курганы, ИАК, No 15, СПБ, 1905; его же, Курганы скифов-пахарей, ИАК, No 65, П., 1918; его же, Поля погребальных урн, в сб.: СА, т. 10, М.-Л., 1948; Сизов В. И., Курганы Смоленской губ., в. 1 - Гнёздовский могильник близ Смоленска, СПБ, 1902; Городцов В. A., Результаты археологических исследований в Бахмутском уезде, Тр. 13 Археологич. съезда, т. 1, 1907; Самоквасов Д. Я., Могилы русской земли, М., 1908; Арциховский А. В., Курганы вятичей, М., 1930; Третьяков П. Н., Костромские курганы, Л., 1931; Иессен А. А. и Пиотровский Б. Б., Моздокский могильник, Л., 1940; Куфтин Б. A., Археологические раскопки в Триалети, Тб., 1941; Руденко С. И., Культура населения Центрального Алтая в скифское время, М.-Л., 1960; Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, 2 изд., М., 1951; Окладников А. П., Неолит и бронзовый век Прибайкалья, ч. 1-3, М.-Л., 1950-55 (МИА, No 18, 43); Шульц П. Н., Мавзолей Неаполя Скифского, M., 1953; Тр. Куйбышевской археологич. экспедиции, т. 1, М., 1954 (МИА, No 42); Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955; Гурина Н. Н., Оленеостровский могильник, М.-Л., 1956 (МИА, No 47); Авдусин Д. A., Археологич. разведки и раскопки, М., 1959; Некрополи боспорских городов, М.-Л., 1959 (МИА, No 69); Крупнов Е. И., Древняя история Северного Кавказа, М., 1960; Шелов Д. Б., Некрополь Танаиса, М., 1961 (МИА, No 98); Горюнова Е. И., Этническая история Волго-окского междуречья, M., 1961 (МИА, No 94); Сорокин В. С., Могильник бронзовой эпохи Тасты-Бутак I в Западном Казахстане, М.-Л., 1962 (МИА, No 120); Кузнецов В. A., Аланские племена Северного Кавказа, М., 1962 (МИА, No 106); Древности железного века в междуречье Десны и Днепра, M., 1962; Бадер О. Н., Балановский могильник, М., 1963; Крайнов Д. A., Памятники фатьяновской культуры, т. 1-2, M., 1963-64; Мошкова М. Г., Памятники прохоровской культуры, М., 1963; Смирнов К. Ф., Савроматы, М., 1964.

Понятие: