Парадигма (СЗФ.ЭС, 2009)

ПАРАДИГМА - ключевое понятие концепции науки, разработанной Т. Куном; образец рациональной деятельности ученого, принятый и безоговорочно поддерживаемый научным сообществом; в соответствии с этим образцом формулируются и разрешаются концептуальные, инструментальные и математические задачи. Содержание парадигмы зависит от характера научной дисциплины, степени ее зрелости, структуры фундаментальной научной теории, разработанности математического аппарата, методологического оснащения, экспериментальной техники, а также от явных и неявных традиций исследовательской работы, передающихся от поколения к поколению ученых. Оно выражено в трудах «научной элиты» (признанных лидеров научных направлений и школ, генерирующих основные идеи и методы в той или иной области науки) и закрепляется в учебниках, методических руководствах, программах подготовки научных кадров.

Парадигма функционирует как «дисциплинарная матрица», т. е. набор предписаний относительно решений конвенциональных задач (например, применение законов механики при решении задач, связанных с движениями тел в поле тяготения). В этот набор входят: законы фундаментальных теорий и определения основных понятий (как правило, в форме «символических обобщений»); «метафизические компоненты» (онтологические допущения, в соответствии с которыми объяснения фактов считаются приемлемыми или, напротив, отбрасываются как несовместимые с принятой научной картиной мира); ценностные критерии предпочтений тех или иных эпистемических характеристик (например, количественных предсказаний в сравнении с качественными, простых и элегантных гипотез или методов - с вычурными и чрезмерно сложными, радикального изменения исследовательской стратегии ради расширения круга объясняемых явлений - со стремлением к максимальной согласованности теорий, составляющих инструментарий привычной стратегии). Парадигма определяет границу между принципиально разрешимыми и неразрешимы ми научными задачами; для первых она предлагает общие (матричные) схемы решения, вторые не имеют рационального смысла. Тем самым парадигма задает собственные (относительные к ней) рамки научной рациональности, в которых осуществляется «нормальная» работа ученых; она сама выступает как ценность, объединяющая научное сообщество. Сомнение в этой ценности (например, из-за нарастания числа неразрешенных задач («головоломок») и возникновения конкурирующих парадигм) разрушает единство и ослабляет позиции данного научного сообщества в конкурентной борьбе. Сохранить верность п. или отказаться от нее - этот вопрос имеет не только и даже не столько логико-когнитивный смысл, но решается в зависимости от психологических и социологических характеристик научных сообществ. Смена господствующей парадигмы - итог «экстраординарного» периода соперничества научных сообществ (Т. Кун назвал такие периоды «научными революциями»); однако он не может быть окончательным. Наука находится в безостановочном движении, а чередование «нормальных» и «революционных» фаз - общая схема этого движения, позволяющая объяснять его историю.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 167-168.

Tags: