Апейрон (Чанышев, 1981)

Начало. Апейрон.  Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия «архэ», то есть до первоначала, субстанции, того, что лежит в основе всего сущего.  Поздний доксограф Симпликий, отделенный от Анаксимандра более чем тысячелетием, сообщает, что «Анаксимандр первый назвал началом то, что лежит в основе». Такое начало Анаксимандр нашел в некоем апейроне. Тот же автор сообщает, что Анаксимандр учил: «Начало и основа всего сущего — апейрон» [ДК 12(2) А 9]. Апейрос означает «беспредельный, безграничный, бесконечный». Апейрон — средний род от этого прилагательного, это нечто беспредельное, безграничное, бесконечное.

Все древние авторы согласны с тем, что апейрон Анаксимандра материален, веществен. Но трудно сказать, что это такое. Одни видели в апейроне мигму, то есть смесь (земли, воды, воздуха и огня), другие метаксию, нечто среднее между двумя стихиями — между огнем и воздухом, третьи полагали, что апейрон неопределен. Аристотель полагал, что Анаксимандр пришел к идее апейрона считая, что бесконечность и беспредельность какой-либо стихии привела бы к ее предпочтению перед тремя другими как кончными, а потому Анаксимандр свое бесконечное сделал неопределенным, безразличным ко всем стихиям. Симпликий находит два основания. Как генетическое начало апейрон должен быть беспредельным, дабы не иссякнуть. Как субстанцианальное начало апейрон должен быть беспредельным, дабы он мог лежать в основе взаимопревращения стихий. Если стихии превращаются друг в друга (а тогда думали, что земля, вода, воздух и огонь способны друг в друга превращаться), то это означает, что у них есть нечто общее, что само по себе не является ни огнем, ни воздухом, ни землей, ни водой. А это и есть апейрон, но уже не столько пространственно безграничный, сколько безграничный внутренне, то есть неопределенный.

Сам по себе апейрон вечен. По сохранившимся словам Анаксимандра мы знаем, что апейрон «не знает старости» (В 2), что апейрон «бессмертен и неуничтожим» (В 3). Он находится в вечной активности, в вечном движении. Движение присуще апейрону как его свойство.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, с. 129.

Понятие: