Я (Фролов)

«Я» (в философии) — духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным «я» обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки совестным судом и способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории философии, толкуя «я» в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического, деятельного основания человеческого «я». Часто эта проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения философских систем. По Декарту, «я» обнаруживает себя как то, что принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального познания и этим утверждает свою самостоятельность. Точка зрения изолированного индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня пассивного объекта, который подчиняется внешнему ходу истории. Немецкая классическая философия отказалась от психологически-индивидуалистического толкования «я», свойственного англ. эмпиризму. Но она отделила «я» от живого общественного человека и превратила в «трансцендентальный субъект». Не понимая изначально предметного характера деятельности, Фихте считал такое «я» субстанцией, абсолютным творческим началом, которое полагает не только самого себя, но и все сущее как свое «не-я». Развивавший диалектику объективный идеализм истолковал общественную сущность человеческого «я» как стоящую над конкретными людьми отчужденную силу — мировой разум (Гегель) и т. п. Иррационализм воспроизвел ощущение личности в буржуазном обществе, сталкивающейся с отрицанием в ней «я». Но иррациональная точка зрения на индивида лишь увековечивает ситуацию отчуждения. Фрейдизм выразил расщепленность личности в условиях капитализма, биологизацию побуждений как погруженность «я» в «оно» (царство слепых влечений), а искаженное восприятие индивидом своей собственной общественной сущности — как результат контроля враждебного ему «сверх- я». В классово-антагонистических формациях расщепление и отчуждение деятельности действительно ведет к обезличению индивида, к утрате им своего «я». Поэтому в основе преодоления ложных концепций «я» лежит реальная борьба за утверждение человеком себя в качестве творца общественных отношений и норм жизни общества. Самое полное и свободное проявление в каждом человеке его человеческого «я» становится возможным при гармонизации его личностного мира по критериям безусловных ценностей. Доминантность на других (в смысле А. А. Ухтомского) делает его не «своецентричным», а творчески открытым.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 550.

Понятие: