Консерватизм (Ильичёв, 1983)

КОНСЕРВАТИЗМ (франц. conservatisme, от лат. conservo — охраняю, сохраняю), обозначение идейно-политическое течений классово антагонистического общества, противостоящих прогрессивным тенденциям социального развития. Носителями идеологии консерватизма выступают общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих общественных порядков. Характерные особенности консерватизма — враждебность и противодействие прогрессу, приверженность традиционному и устаревшему.

Впервые термин «консерватизм» был употреблён французским писателем Ф. Шатобрианом и означал идеологию феодально-аристократической реакции периода французской буржуазной революции конца 18 века, критику идей Просвещения «справа», апологию феодальных устоев и дворянско-клерикальных привилегий (Э. Берк, С. Колридж, У. Вордсворт, Ф. Новалис, Ж. де Местр, Ф. Ламенне, Л. Вональд и др.). В 20 веке консерватизм в капиталистических странах стал выражать интересы некоторых буржуазных кругов, выступающих за сохранение свободы рыночных отношений и сопротивляющихся наступлению государственно-монополистического капитализма. Сторонники консерватизма ведут борьбу против либерализма и против социализма.

В западной литературе распространено также расширительное, так называемое ситуационное понимание консерватизма (С. Хантингтон, Ф. Мейер и др.) как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой общественной структуры, независимо от её объективного значения и места в социально-историческом процессе.

Марксистское понимание консерватизма основывается на методологических принципах исторического материализма, признании необратимости отдельных этапов общественного процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали консерватизм как тенденцию к стабилизации, упрочению условий существования вытесняемых с исторической арены общественных слоев (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, с. 453—54).

Идеология консерватизма выступает в двух различных формах: как апология существующих порядков; как ностальгия по утерянному социальному статусу. В различных формах консерватизма обнаруживаются общие идейные установки: признание существования всеобщего морально-религ. «порядка», несовершенства человеческой природы, убеждение в прирождённом неравенстве людей, ограниченных возможностях человеческого разума, необходимости классовой иерархии, предпочтение устоявшихся общественных институтов и др. Эти элементы периодически воспроизводятся в различных формах консерватизма.

Хотя специфика консерватизма не определяется какой-то единой консервативной идеологической традицией, нередко «устаревшая» идеология усваивает комплекс идейных элементов, присущих какой-либо предшествующей форме консервативной идеологии (например, так называемый современный традиционализм заимствует некоторые положения феодально-аристократического консерватизма). В новых общественных условиях изменяются социальные функции той или иной идеологии (например, в условиях государственно-монополистического капитализма идеология классического либерализма приобретает консервативную функцию). *

Переход от прошлого к настоящему идеологами консерватизма мыслится как стабилизация не подлежащей изменению социальной формы. Консерватизм объявляет социальной утопией и отвергает возможность вмешательства субъекта в ход исторического процесса, скептически относится к возможностям волевых решений социальных проблем. В то же время идеология консерватизма произвольно вводит прошлое во всём его историческом объёме в настоящее, создавая консервативную утопию.

Идеология консерватизма в западной идейно-политической жизни заметно уступала по влиянию либерализму. Основные расхождения между ними касались роли и функции государства. Начиная с 30-х годов 20 века либералы (особенно в США) настаивали на государственном регулировании экономики и передаче государству ряда социальных функций, тогда как консерваторы продолжали выступать за свободу рыночных отношений. В 70-х годах на Западе (США, ФРГ и другие страны) появился и приобрёл влияние так называемый неоконсерватизм, представляющий собой специфическую реакцию на тенденции либерального реформизма 60-х годов. Неоконсерваторы в принципе признают необходимость государственного вмешательства в экономику, но отводят значительную роль рыночным механизмам регулирования. Во внешней политике неоконсерваторы занимают антикоммунистические позиции, настаивают на обеспечении военного превосходства Запада, выступают против разрядки международной напряжённости.

А. Ю. Мельвиль.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Примечания «ПК»

* Приводимый выше материал несколько устарел в том смысле, что в современном [2019 год] Западном мире господствующей идеологией правящей элиты является не либерализм, а так называемый неолиберализм, который по ряду своих проявлений и по последствиям реализации своих программ больше похож на гитлеровский нацизм (отличаются методы и словесное обрамление, следствия же местами оказываются хуже тех, которые имела военная оккупация Третьим рейхом). В связи с такой сильной переменой в самой системе координат и о содержании современного консерватизма следует рассуждать «с поправкой на ветер» произошедших перемен. После разрушения СССР – уничтожения львиной доли промышленного производства страны и подчинения финансовых структур, включая Центробанк, центрам принятия решений на Западе – отстаивание прежних общественных форм, то есть самый настоящий консерватизм, уже не является чем-то реакционным, заслуживающим столь негативных оценок, которые мы встречаем в приведенной статье.

Литература:

Мельвиль А. Ю., Социальная философия современного американского неоконсерватизма, М., 1980; Эльм Л., «Новый» консерватизм, пер. с нем., М., 1980; The wisdom of conservatism, ed. hy P. Witonski, New Rochelle, 1971; Nash G. H., The conservative intellectual movement in America, since 1945, N. Y., 1976; O'Sullivan N.. Conservatism, L., 1976; Greiffenhagen M., Das Dilemma des Konservatismus in Deutschland, Münch., 1977; Steinfels P., The Neoconservatives. The men who are changing America's politics, N. Y., 1979.

Понятие: