Богословие (СИЭ, 1962)

БОГОСЛОВИЕ, теология (греч. teologia, от teos - бог и logos - учение), - совокупность религиозно-церковных учений, имеющих задачей систематизацию и обоснование главных положений той или иной религии; исходит из существования бога, сверхъестественных явлений, бессмертия души, загробной жизни. Богословие - не наука и ничего общего с наукой не имеет. Основа богословия - идеализм, главным образом объективный. Будучи теоретической основой религии и базируя свои положения на вере, богословие враждебно науке и общественному прогрессу: оно отправляется от определенной системы догматов, из которых выводятся все решения частных проблем; простое соответствие догматам является в богословии критерием истинности этих решений. Истинность догматов «гарантируется» авторитетом проповедующей их церкви. Развиваясь в условиях сложившихся религиозных систем (христианства (во всех вероисповеданиях), ислама, иудаизма, буддизма) в обществах с определившимися классовыми отношениями, богословие выражает в форме религиозных идей идеологию господствующего эксплуататорского класса. «Сущность теологии, - говорит Маркс, - особенно в наше время, есть примирение и затушёвывание абсолютных противоположностей» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 488).

Среди различных богословских учений одним из наиболее разработанных являются богословские положения христианства. Христианское богословие начало складываться в 3-5 веках, отстаивая новую веру в борьбе с античной философией, иудаизмом и ересями и воспринимая в переработанном виде некоторые положения идеалистических направлений античной философии. При этом церковниками резко подчеркивался иррационализм христианского учения ("credo, quia absurdum" – «верю, потому что нелепо» - Тертуллиан); требовалось, чтобы все знания подчинялись богословию, «как служанка подчиняется госпоже» (Климент Александрийский, также - Ориген, Лактанций и другие). Основной социально-политической задачей христианского богословия на этом этапе являлось устранение из христианского учения бунтарско-демократического духа раннего христианства, преодоление положения о национальной исключительности иудеев в учении о мессии, разработка идеи всеобщей греховности и вытекающего из нее представления о неизбежности и справедливости земных страданий, якобы необходимых для спасения души. Богословие этого периода было систематизировано Августином Блаженным, который развил, особенно в сочинении «О граде божьем» - "De civitate Dei" (русский перевод 1901 года), основную идею христианского богословия - о «церкви воинствующей» и ее превращении в «церковь торжествующую», представляющем собой якобы смысл мировой истории.

В 9-11 веках в богословии значительное место заняла борьба между западноевропейскими (католическими) и византийскими (православными) богословами; в ней нашли отражение различные пути формирования феодализма (в Западной Европе и Византии), а также борьба за влияние в Болгарии и других странах; полемика велась как по догматическим вопросам (спор о "filioque" и др.), так и по вопросу о главенстве римского папы над всем христианским миром (см. «Разделение церквей»). В противовес папским теократическим притязаниям православное богословие усердно обосновывало цезарепапизм.

С 12-13 веков начался новый этап в развитии христианского богословия, связанный с формированием схоластики; некоторые представители схоластики задались целью «доказать» наличие гармонии между верой и разумом, «обосновать величие творца через совершенство его творений» (Фома Аквинский - создатель новой системы католического богословия). Сделав некоторые уступки рационалистическим веяниям, Богословие продолжало ожесточенно бороться как с передовыми рационалистическими течениями (Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Давид Динанский, Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.), так и течением мистического пантеизма (Эриугена, Амори Шартрский, Иоахим Флорский и их последователи), хотя мистицизм проникал и в богословские системы защитников официальной церковности (Бернар Клервоский, Франциск Ассизский, Бонавентура, Фома Кемпийский и др.). Богословие в Западной Европе в период развитого феодализма обеспечило за собой «...верховное господство... во всех областях умственной деятельности...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с.360) и превратилось во всеохватывающее феодальное мировоззрение, служившее действенным орудием социального и духовного порабощения масс, поскольку оно освящало божественной санкцией основы феодального господства и феодальной эксплуатации. В этих условиях и те идеи, в которых отражались интересы и чаяния эксплуатируемых масс, как правило, выступали также в религиозной форме.

С возникновением капиталистических отношений появляется протестантское богословие, приспособлявшее христианство к интересам нарождавшегося класса буржуазии. Оно перенесло главное внимание на религиозное чувство, переживания, эмоции, развило (критикуя приверженность традициям, обязательность церковного предания) догмат о внутренней религиозности, об «оправдании одной лишь верой», отвергло положение о главе церкви - папе и, возвратясь к Августину, признало (Лютер, Меланхтон, Кальвин) единственным источником вероучения «священное писание». В дальнейшем в протестантском богословии развились пиетизм (Ф. Я. Шпенер, А. Г. Франке) и рационалистические направления, смыкающиеся с идеалистической философией 19-20 веков, «историко-критическое» богословие (Ройс, Ю. Вельхаузен, А. Гарнак и др.), «религиозно-историческое» (Вернле, Г. Гункель, Э. Трёльч и др.), «консервативное» (Цан, А. Гаук и др.) - стремившиеся примирить веру и знание.

Для богословия периода капитализма, как и богословия предшествующего периода, характерна защита эксплуатации. Важнейшими социальными темами богословия, в том числе и православного, являются провозглашение различий в судьбе богача и бедняка результатом «божественного предустановления», проповедь смирения и терпения, обращенная к трудящимся. Так, например, один из представителей православного богословия в России митрополит Филарет (1783 -1867) активно выступал в защиту крепостничества.

Современное христианское богословие характеризуется большим идейным разбродом, банкротством основных идей традиционного богословия, обусловленным ростом прогрессивных сил во всем мире, победой социализма в ряде стран, триумфальным шествием передовой науки, опирающейся на материалистическое мировоззрение. Современные богословские течения, в зависимости от того, на какие общественные прослойки эти направления ориентируются, разнятся главным образом решением вопроса об отношении религии к политике и к науке. Активизировался адресующийся к буржуазной интеллигенции модернизм, допускающий элементы «рационализма» (отрицание буквального смысла библейских мифов («демифологизация» Р. Бултмана), толкование таких понятий, как рай, ад, воскресение мертвых и другие только в нравственно-аллегорическом смысле как «состояния духа» (ряд английских богословов)). Некоторые богословы становятся на позиции «двойственной истины», утверждая, что наука и религия имеют разные области познания и якобы дополняют друг друга; причем они требуют признания примата религии над наукой. В 1950 году Папа Пий XII признал, что эволюционная теория Дарвина, многократно осужденная церковью, может рассматриваться как научная гипотеза происхождения человека. В 1951 году, ратуя за «союз» между религией и наукой, он выдвинул задачу «обосновать» религию с помощью новейших данных науки и «доказать» сотворение мира богом. Большое значение в современном католическом богословии получил неотомизм, стремящийся оживить в интересах империалистической реакции средневековую схоластическую систему Фомы Аквинского и внушить представления о «научности» богословия. Сторонники фундаментализма, ориентирующиеся на наиболее отсталые слои городского населения, крестьянство, женщин, требуют не допускать никаких отступлений от догматических формулировок и считают «священное писание» единственной «основой» (fundus) веры. Особое распространение получила «теология кризиса», или «диалектическая теология» (Э. Брюннер, П. Тиллих, Р. Нибур и др.), использующая христианский тезис о «греховности» человека (социальное зло - неизбежное порождение «неизменной греховной природы людей») для защиты империализма и для борьбы с социализмом (человек лишь «тварь божия», а потому не может создавать или изменять «установленные богом» порядки). Такую же антисоциалистическую сущность заключает в себе религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, П. Рикёр, Р. Труафонтен - во Франции, К. Ясперс - в Западной Германии), оказывающий заметное влияние на современное богословие. Это направление резко выступает против разума, отстаивает иррационализм и особое значение «подсознательного», утверждает, что смысл жизни человека заключается в смерти и только в момент смерти человек постигает «высшую истину»; оно является характерной формой современной религиозной идеологии. Православное богословие настаивает на том, что «богооткровенные истины вечны, неизменны, абсолютны...», отрицая какое-либо развитие или изменение христианства.

В других религиях богословие преследует те же цели, что и в христианстве, и имеет сходное социально-политическое назначение: оно также прошло ряд этапов, приспособляясь к изменяющейся социальной обстановке с тем, чтобы в различных исторических условиях более действенно защищать интересы эксплуататорских классов.

В буддийском богословии центральное место занимает учение о страдании, которое является средством искупления грехов, связанным с представлением о переселении душ. В ходе развития буддизма сформировалась буддийская философия.

В исламе богословие - калам; главный объект калама - единобожие (таухид) аллаха; к нему примыкает учение о посланничестве, пророческой миссии Мухаммеда; сложилось (с 10 века) в двух основных направлениях: ашаризм (см. Ашари), проникнутый идеей о «предопределении», с чертами антропоморфизма, и мутазилизм (см. Мутазилиты), для которого характерен тезис о свободе человеческой воли и отчасти рационалистической тенденции.

В иудаизме, после кодификации Торы («закона») в 5 веке до н. э., постепенно было разработано догматическое богословие, основным содержанием которого стало учение о едином боге Яхве. В период создания Талмуда, в условиях диаспоры, при синагогальном культе в 3-5 веках н. э. было особенно развито учение о мессии. В средние века в иудейском богословии появились многочисленные мистические течения, противопоставившие Талмуду каббалу (предание), в 18 веке это направление вылилось в хасидизм (основатель Бешт, около 1700-1760 годов), призывавший к мистическому слиянию человека с богом (наиболее полно у цадиков). В 12 веке возникло идущее от Маймонида, разработавшего 13 догматов иудаизма, направление, имеющее ряд рационалистических тенденций (особенно у Моисея Мендельсона (1729-1786), реформировавшего иудаизм в интересах буржуазии). С развитием капитализма иудейские теологи стремятся модернизировать свою религию на основе неокантианства (Г. Коген), прагматизма (М. Каплан), экзистенциализма (М. Бубер) и других буржуазных идеалистических учений. В Израиле и за его пределами тратятся огромные средства на издание иудейской богословской литературы, которая проповедует сионизм.

Современное богословие является одной из наиболее реакционных форм буржуазной идеологии; оно именем бога освящает общество, основанное на частной собственности, и насаждает враждебность идеям коммунизма. Богословие еще более, чем раньше, стремится свести проблемы социально-классовые к морально-этическим, негодность капиталистического общественного строя подменить несовершенством отдельных людей, а классовую борьбу - классовым сотрудничеством. Характерны попытки некоторых представителей современного богословия примениться к новой обстановке, созданной успехами социализма, и выступить с целью раскола рабочего движения и отвлечения масс от идей научного коммунизма, в качестве защитников «религиозного социализма».

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература:

К. Маркс, Ф. Энгельс о религии, М., 1955; В. И. Ленин о религии, М., 1955; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. (К вопросу о реакц. роли католич. церкви в развитии средневек. культуры), М., 1953; Крывелев И. А., Совр. богословие и наука, М., 1959; Кольман Э. Я., Православие о вере и знании, М., 1959; Шахнович М. И., Реакционная сущность иудаизма, М.-Л., 1960.

Понятие: