Исмаилиты в Иране
В Иране во второй половине XI века активную деятельность развернула шиитская секта исмаилитов, требования которых в то время отражали ещё до известной степени стремления эксплуатируемых низов. В конце XI века в Иране из среды исмаилитов выделилась особая воинствующая секта, основоположником которой был Хасан ибн Саббах. В 1090 году он и его приверженцы захватили в горах к северу от города Казвина крепость Аламут («Орлиное гнездо»), которая стала главной твердыней этой секты. Позже исмаилиты захватили ещё ряд крепостей и замков в горах Альбурса, Кухистана и Фарса, а также в Ливанских горах в Сирии, по соседству с владениями крестоносцев. Так образовалось теократическое, управляемое главою секты — «горным старцем», исмаилитское государство (1090—1256), с чересполосными владениями в горных районах Ирана и Сирии.
Члены секты были связаны железной дисциплиной и клятвами. Являясь активными врагами сельджуков, исмаилиты в то же время вели борьбу и с другими феодальными владетелями, в частности с крестоносцами в Сирии. Исмаилиты Аламута обычно старались убивать враждебных им государей и политических деятелей, вербуя для этого так называемых фидаев («жертвующих жизнью») из фанатически воспитанных юношей. По названию наркотика, которым опьяняли себя исмаилиты из секты Хасана Саббаха, их стали именовать «курильщиками хашиша» (по-арабски хаши-шийун). Крестоносцы в Сирии переделали это слово в ассассин, получившее во французском и итальянском языках значение «убийца».
Первоначально масса исмаилитов-ассассинов состояла из ремесленников и крестьян. Усама ибн Мункыз, сирийско-арабский феодал XII века, автор мемуаров, называл исмаилитов «мужиками» и «чесальщиками шерсти». Но руководители секты, завладев замками и землями, постепенно сделались крупными феодалами, а исмаилитское государство в Иране к началу XIII в. превратилось в обычное феодальное государство.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 499-500.