Единобожие

ЕДИНОБОЖИЕ. До сих пор мы вели речь о богах, которым поклонялись те или иные племена и народы. Эти верования относятся к очень разнообразной, чрезвычайно пестрой категории, получившей название политеизм (многобожие). Отличительная черта этих боров — тесная связь с традициями и культурами определенных племен и народов, а также с природой тех мест, где они обитали или продолжают жить.

Однако существует единство человечества как совокупности всех людей в пространстве-времени, имеющих телесное и духовное сходство и обитающих в пределах одной планеты, а точнее — биосферы, области жизни. Это обстоятельство привело со временем к тому, что в конце концов огромную популярность и авторитет приобрел монотеизм (единобожие). К нему относятся две наиболее распространенные религии: христианство и ислам, а также предшествующий им иудаизм.

Вместо многочисленных божеств появился единый Бог. В зависимости от религиозной системы, у Него три имени: Троица, или просто Бог (христианство), Аллах (ислам), Яхве (иудаизм). Он объемлет все сущее, сотворил мироздание и установил его законы, невидим и всемогущ… Число определений можно значительно увеличить, и все они предполагают наивысшие качества. Во всей своей полноте Бога не в силах постичь ограниченный человеческий разум, с Ним устанавливается духовная связь, в Него надо прежде всего верить, исполняя Его заветы.

На этом можно было бы завершить общую характеристику единобожия. Добавив, что существует еще религия (верование) в небытие Бога — атеизм, со своими канонами и разновидностями. А пантеизм (всебожие) предполагает единство Бога и природы, снимая тем самым противоречия между материей и сознанием.

Строго говоря, в монотеизме так или иначе сохраняются если не отдельные черты, то отзвуки предшествовавшего политеизма. Безуспешная попытка установить абсолютное единобожие была предпринята в XIV веке до н. э. египетским фараоном Аменхотепом IV Эхнатоном (имя, означающее «угодный Атону»), признававшим высшим и единственным богом Солнце. Однако это нововведение продержалось недолго.

С I тысячелетия до н. э., когда началось объединение израильских племен и создание на этой основе государства, получил признание один из местных богов — Яхве. Правда, он не был ни всеобщим, а сначала и единственным. Он явно благоволил сынам Израиля и даже, как сказано в Торе, задержал Солг нце на небе, продлив день для того, чтобы израильтяне завершили полное истребление побежденных врагов хананеев (жителей Ханаана).

Автор той части Ветхого Завета, где рассказано о завоеваниях Иисуса Навина, утверждает, что благословление на убийство всех иноплеменников от младенцев до стариков дано: «Чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею». Во Второй книге Царств говорится, что избранник Божий царь Давид вывел всех жителей завоеванного города аммонитов Равв «и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами аммонитскими».

Завоевав Палестину и перейдя к оседлому образу жизни, еврейские племена основали сильное государство. Бог Яхве превратился в главенствующего, а затем и единственного Творца и Мироправителя. Предполагается, что это произошло в конце VII века до н. э. Затем Иудейское царство завоевали вавилоняне, уведя часть жителей в плен. В VI веке до н. э. их освободил персидский царь Кир, Иерусалимский храм был восстановлен, началось религиозное возрождение. Иудеи уверовали, что Яхве спас их — богоизбранный народ. Были окончательно оформлены каноны иудаизма и вера в единственного верховного Творца. Он передал народу израильскому через пророка Моисея завет, соблюдая который человек удостаивается Божьей милости. Если же человек не соблюдает завет, то он и даже его потомки наказываются («Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода»). Заповеди даны свыше и не подлежат обсуждению. Это — Закон.

Имя Яхве — то самое, которое запрещено произносить всуе. Более того, оно было признано священным и тайным, непроизносимым. Вместо него стали употреблять — Господь, а также Всевышний.

Иудаизм остался как религия «богоизбранного народа», но не как всеобщая, объединяющая всех людей. Однако его священная книга Тора легла в основу Библии, точнее, ее Ветхого Завета, первых пяти книг (Пятикнижие). Фундаментом Нового Завета явилось учение Иисуса Христа, воплощенное не только в Его слова, но и в саму жизнь.

Соединение Старого и Нового Завета с позиций логики привело к противоречию: Господь Творец вместе с Иисусом Христом на первый взгляд представляются богами двух книг, двух эпох, одного народа и всех народов (ибо Иисус учил не разделять единоверцев по национальному признаку). В подобном разделении усматривается отчасти и противопоставление. Да и сам Иисус не советовал вливать вино новое в мехи старые.

Самое замечательное в учении Христа не столько слова, поучения как таковые, сколько образ жизни, поступки, просветленность ума и чувств Учителя, его смерть во имя истины и любви к людям. Он проповедовал непротивление злу насилием, однако не терпел лицемеров, изгонял торгашей из храма, гневно клеймил лжепророков: «По плодам их узнаете их». Один из важных заветов Христа: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Он учил не собирать сокровищ материальных, а вбирать в себя богатства духовные, высшие: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Царство Божие — царство света и добра — в душе человеческой: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?».

Казалось бы, на смену старому богу приходит новый, как это не раз было в истории разных религий. Но тогда бы ушел в прошлое и огромный предшествоваший культурный пласт. В то же время иудаизм не принимал Христа как Бога. Новая религия — христианство — преодолела подобные противоречия, признав Христа земным воплощением, одной ипостасью Святой Троицы: Бога-Отца (Творца), Бога-Сына (Иисуса Христа) и Духа Святого. Или, как пишет С. С. Аверинцев: «Всё от Отца (ибо наделено от него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность).

Лишь в облике Иисуса Христа Бог воплотился как зримый, явленный, а все остальные попытки представить его в образе человеческом — лишь художественные фантазии и аллегории. (Хотя согласно Библии Бог сотворил человека по своему образу и подобию, это можно понимать с позиций не материальной, а духовной общности, схожести.) В гениальной «Троице» Андрея Рублева показаны три ангела, явление Аврааму; они не воплощают Троицу как ее подобия, но свидетельствуют о Троице. Из великих мировых религий наиболее молодая — ислам. Ее создатель Мухаммед (Мухаммад, Магомет) был достоверно известным историческим лицом (ок. 570—632 гг.). Он признан пророком. Его высказывания собраны в Коране — священной книге мусульман. Само учение называется исламом («послушание»). В основе его — абсолютное единобожие (Троицу ислам не признает): «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его». У Аллаха 99 имен (Милостивый, Милосердный, Прощающий, Сочувствующий, Великодушный, Любящий, Мудрый…). Помимо него существуют ангелы, а также джины, слуги шайтана (сатаны).

Согласно исламу, Аллах послал на землю наби (вестников) и расуль (пророков, авторов боговдохновенных откровений). Муса (Моисей) дал людям Таурат (Тору, Закон, Пятикнижие), Дауд (Давид) — Забур (Псалтирь), Иса ибн Марйам (Иисус, сын Марии) — Инджиль (Евангелие). Пророк Мухаммед лишен тех сверхчеловеческих качеств, которые присущи Иисусу, в исламе чтимому как пророк.

На этих самых общих характеристиках трех разновидностей единобожия можно было бы остановиться. Некоторые мыслители, тем более — религиозные, сторонники единого Бога считают переход к единобожию важнейшей и завершающей стадией религиозного развития. Хотя само по себе понятие «прогресс» плохо сочетается с любой религией, основанной прежде всего на вере в авторитет, в высшие силы, в непогрешимые истины и традиции.

Сказались древние традиции и на единобожии. Богу, как известно, противостоит дьявол (шайтан). Эту злую силу принято считать подчиненной (хотя сатанисты считают ее наиболее реальной и действенной). Как бы к этому ни относиться, такая фигура имеет определенную самостоятельность. В распоряжении Бога имеются светлые силы, сущности: ангелы, архангелы, серафимы. А добрым духам противостоят злые, темные, нечистые: черти, демоны, ведьмы…

Не секрет, что верующие в единого Бога поклоняются, молятся отдельным святым, апостолам, Божьей Матери, конкретно Иисусу Христу, а не только Троице. Ангелы и демоны признаны и в исламе. Иными словами, некоторые элементы политеизма присутствуют даже в тех религиозных системах, которые категорически отвергают многобожие. И это по-человечески понятно: в противном случае Бог превращается в предельно абстрактное умозрительное понятие, далекое от реальной жизни.

Можно ли говорить о едином Боге всего человечества? Нет, конечно. Даже у сторонников единобожия нет на этот счет общепринятого мнения. Чем тверже и категоричней каждая из них доказывает, утверждает, провозглашает свою собственную правоту, тем очевидней тот факт, что если в Мире присутствует Бог, понимают его люди каждый на свой лад.

Да, именно — каждый. Это относится даже к единоверцам. Любой человек вырабатывает свой личный взгляд на Мир и свое место в нем. Формально он может принадлежать к определенной конфессии, выполнять соответствующие обряды, вливаться в толпу единоверцев, поклоняться определенным святыням. Но в любом случае у каждого из нас свои мысли и устремления, свои идеалы и чувства, свои поступки и своя собственная жизнь. Именно она в конечном счете показывает, во что человек верит, к чему устремлены его сокровенные помыслы, каким богам или какому Богу он поклоняется.

По делам человека узнается его вера.

Царство Божие внутри нас.

А есть ли это царство вне нас? Должно быть. Ведь мы, каждый из нас, и я, и ты, читатель, и все человечество — крохотные частицы этого мира, его конкретные воплощения.

Человек — микрокосм.

Баландин Р.К. Сто великих Богов. М., 2007.