Евразийство (Акмалова, 2011)

ЕВРАЗИЙСТВО. Идеологическое философское течение русской зарубежной мысли, возникшее в Европе между двумя мировыми войнами, которое поставило в центр своего внимания проблему “русского пути”. Идеологические и политические установки евразийства, его ценности и идеалы базировались на антиевропейской традиции в русском общественном сознании. Подлинные евразийцы считали, что России нечего делать в Европе, она должна повернуться в другую сторону, «захлопнуть» окно на Запад, которое отворил Петр I. Россия не есть часть европейской христианской цивилизации, она – симбиоз ордынских, византийских, прочих «восточных начал». Первый сборник трудов, излагавших доктрину евразийства, носил программное название «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев». К числу теоретиков относятся географ и политический мыслитель П.Н. Савицкий, философы Г.В. Флоренский, Л.П. Карсавин, лингвист Н.С. Трубецкой, музыковед и публицист П.П. Сувчинский. На раннем этапе к евразийству примыкали и другие известные русские философы и культурологи. Концепция евразийства исходила из того, что идея европейского превосходства, заимствованная европейцами у Древнего Рима, была своего рода бичом человечества, главным источником кризисов ХХ века. П.Н. Савицкий видит сущность европоцентристской программы в "отрицании “абсолютности” новейшей “европейской” культуры, ее качества быть “завершением” всего доселе протекавшего процесса культурной эволюции мира”. Такое отрицание западноевропейской культуры не могло не вызвать терпимого отношения к точке зрения большевиков. Позиции евразийцев и большевиков в ряде мест совпадали. Н.С. Трубецкой отмечал, что «евразийство сходится с большевизмом в отвержении не только тех или иных политических форм, но всей той культуры, которая существовала в России непосредственно до революции и продолжает существовать в странах романо-германского Запада, и в требовании коренной перестройки всей этой культуры». Также сходство наблюдалось и в вопросе «об освобождении народов Азии и Африки, порабощенных колониальными державами». Скептическое отношение к политическим традициям Запада с их гражданскими правами и свободами приводили евразийцев в конечном счете не только к «выпячиванию» азиатских компонентов России, но и к принятию восточного деспотизма, пренебрежению правами человека. В сегодняшней России наблюдается оживление интереса к евразийству, к изучению его наследства. Для реанимации этого учения имеются политические и мировоззренческие предпосылки, связанные в первую очередь с распадом СССР и ожиданием восстановления целостности постсоветского пространства.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Понятие: