Части особого назначения (ГВиВИ, 1983)

ЧАСТИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЧОН), военно-партизанские отряды. Создавались при заводских партячейках, райкомах, горкомах, укомах и губкомах партии на  основании постановления ЦК РКП(б) от 17 апреля 1919 года для оказания помощи органам Советской власти в борьбе с контрреволюцией, для поддержания порядка, охраны государственных объектов. Для общего руководства выделялись ответственный организатор при ЦК РКП(б) и организаторы при губкомах, укомах и т. д. ЧОН формировались из коммунистов, сочувствующих им передовых рабочих и членов профсоюзов в возрасте от 17 до 55 лет, а также из комсомольцев. Первые ЧОН возникли в Петрограде и Москве, затем в губерниях РСФСР (к сентябрю 1919 года созданы в 33 губерниях), а также на Украине, в Белоруссии, Казахстане, республиках Средней Азии и Закавказье.

Чоновцы проходили военное обучение в системе Всевобуча, а с июля 1921 года в системе военно-учебных заведений и курсов РККА. 24 марта 1921 года ЦК партии принял постановление на основании решения 10-го съезда РКП(б) о включении ЧОН в состав милиционных частей Красной Армии. Личный состав ЧОН был разделён на кадровый и милиционный (переменный). В декабре 1921 года в ЧОН числилось кадрового состава 39 673 человек и переменного — 323 372 человек. В составе ЧОН были пехотные, кавалерийские, артиллерийские и бронечасти. В сентябре 1921 года учреждены командование и штаб ЧОН страны (командующий A.К. Александров, начальник штаба В. А. Кангелари), для политического руководства — Совет ЧОН при ЦК РКП(б) (секретарь ЦК B.В. Куйбышев, заместитель председателя ВЧК И. С. Уншлихт, комиссар Штаба РККА и команд. ЧОН), в губерниях и уездах — командование и штабы ЧОН, Советы ЧОН при губкомах и укомах партии (состояли из секретарей партийных и комсомольских комитетов местных Советов, представителей командования Красной Армии, внутренних войск и ЧК).

ЧОН действовали в тесном контакте с отрядами ЧК и внутренними войсками. В прифронтовых районах Южного, Западного и Юго-Западного фронтов участвовали в боевых действиях. При оставлении этих районов отряды ЧОН частью вливались в Красную Армию, частью оставались на оккупированной территории для подпольной работы и партизанской борьбы. ЧОН сыграли важную роль в разгроме кулацких мятежей и в борьбе с бандитизмом (например, при разгроме банд Антонова и Махно) и басмачами, в 1919 году отличились в боях при обороне Петрограда и против деникинских войск. В 1924—1925 годы ЧОН расформированы.

Использованы материалы изд.: Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1983, с. 648-649.

Примечания «ПК»

* Практически всем статьям из цитируемого советского издания характерно такое вот избыточно оптимистическое, «мажорное», «бодрячковое» отношение к описываемому предмету, если среди его (предмета) создателей числится РКП(б). Когда читаешь об очередной сотворенной «партией и правительством» структуре, то не понимаешь, зачем же позже она все-таки была ликвидирована – также партийным постановлением. Так же дело обстояло и с ЧОН. Вот почему в 1925 году последние ЧОН были-таки расформированы? Если они были такими шибко хорошими подразделениями? Ответ – в контексте «бравурных» словоизвержений авторов цитируемой книги – неожиданный: потому что это были отвратительные скопища вооруженных людей, ни на что не годных. Одеты они были в коротенькие шинели, а то и вообще черт-и-что абсолютно далёкое от военной формы. Вооружены были скверно. Военному делу должным образом обучены не были, при первом боевом столкновении оставляли позиции, попросту драпали – делали то, что единственное им хорошо давалось.

Мой дед, будучи совсем еще юным, наблюдал их в Гдове, на который однажды зимой совершил налёт Булак-Булахович со своим отрядом. ЧОН побежал без оглядки в полном составе. В город вошло подразделение, называемое в советской литературе бандой, но они разительно отличались от ЧОН: длинные шинели, новые портупеи, кобуры, оружие – все было на своих местах. Брошенных на городской гауптвахте своих товарищей чоновцы обрекли на смерть: «белые» вывели их из камер и расстреляли в пригороде. После ликвидации в городе советской власти Булак-Булахович вновь ушел по льду за Чудское озеро.

P.S.

Видимо, неслучайно Владимир Войнович назвал героя своей книги Чонкиным – несуразным солдатом, который и сам запутался, и обе воюющие стороны, включая Гитлера и Сталина, запутал до невозможности.

Понятие: