Академия [платоновская]

АКАДЕМИЯ (Άχκαδήμεια) платоновская, основанный Платоном около 385 года до н. э. религиозно-философский союз, имевший целью почитание муз, так называемая школа Платона; просуществовала до 6 века н. э. Название академии (первоначально Академия) происходит от имени мифического героя Академа, которому были посвящены приобретённые Платоном гимнасий и сад близ Афин. Во главе союза стоял схоларх, избираемый из членов Академии. Члены Академии добровольно ограничивали себя во сне, воздерживались от плотской любви и мясоедения. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчёркнута в девизе Академии: «Негеометр да не войдёт!». Ко времени Цицерона восходит разделение Академии на Древнюю и Новую (от Аркесилая, возглавившего Академию около 265 года до н. э., до Антиоха из Аскалона); позднее различали Древнюю, Среднюю (во главе с Аркесилаем) и Новую Академии (во главе с Карнеадом); в период эллинизма существовали и другие разделения истории Академии.

Древняя Академия (схолархи: Спевсипп, преемник Платона; Ксенократ, Полемон, Кратет) поддерживала пифагорейскую тенденцию философии позднего Платона, развивала космологию «Тимея». Абсолютизация техники диалектических споров (в процессе которых доказывалась равная истинность противоположных суждений) и превращение её в мировоззренческий принцип наряду с возрастающим противостоянием стоицизму привело к возникновению так называемого академического скептицизма, определившего позицию Средней Академии (схолархи: Аркесилай, Лакид, Телеклет, Гегесин). Карнеад (сын Епикома или Филокома) абсолютизировал принцип невозможности знания и тем самым недостоверности всякого догматизма, поддерживаемый в Новой Академии (схолархи: Карнеад, сын Полемарха; Кратет, Клитомах) вплоть до Филона из Ларисы (110/9 — 88? до н. э.), которого иногда называют основателем 4-й Академии, поскольку, отказавшись от тотального скептицизма, он обратился к поиску общей основы у платонизма и стоицизма. Прямой возврат к догматизму происходит у Антиоха из Аскалона, призвавшего вернуться к учению Древней Академии. В 86 году до н. э. при осаде Афин Суллой были разрушены помещения Академии и вырублен академический сад, причём погибла библиотека Академии. Однако ещё в 78 году до н. э. Антиох продолжал учить в Афинах (его слушал Цицерон). Статус Академии вплоть до 176 года, когда Марк Аврелий учредил в Афинах четыре философские кафедры, неясен. С конца 2 века до конца 4 века Академия занята в основном риторико-литературными занятиями и преподаванием общеобразовательных дисциплин. При Плутархе Афинском (умер около 432 года) в Академию входит неоплатонизм плотино-ямвлиховского толка, развиваемый затем в 5 — начале 6 веков при схолархах Сириане, Прокле и Дамаскии. В 529 году эдиктом Юстиниана были закрыты языческие философские школы в Афинах. Около 531 года ряд афинских неоплатоников во главе с Дамаскием отправились ко двору персидского царя Хосрова.

Возрождение платонизма в 15 веке привело к учреждению Козимо Медичи в 1459 году платоновской Академии во Флоренции, просуществовавшей до 1521 года. Во главе её стоял Фичино, к ней принадлежали К. Ландино, Пико делла Мирандола, А. Полициано и другие. Неоплатонизм лежал в основе широкого круга философских устремлений Флорентийской Академии: от проповеди идеалов платонической любви до попыток дать синтез платонизма с аристотелизмом, каббалой, герметизмом, зороастризмом и другими типами религиозно-философской мысли.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Лосев А. Ф., Эстетика Возрождения, М., 1978, с. 316—51;

Seel O., Die Platonische Akademie, Stuttg., 195,3;

Сameron Α., La fin de I'Academie, в кн.: Le neoplatonisme, P., 1971, p. 281—90.