Идея в античной философии

ИДЕЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (… вид, способ действия, качество, идея, созерцание). Одним из первых термин «эйдос» употребляет Анаксагор. Он называет эйдосы частицами, из которых возник мир, «семенами всех вещей». Демокрит также говорит о недоступных чувственному познанию идеях-атомах, из которых состоят вещи, точно из букв слова. Классическое учение античности об идее было развито Платоном. Платоническая философия исходит из фундаментальной двойственности мира — есть мир вещей, мир, который постоянно бывает и никогда не есть, и мир ицей, мир того, что всегда есть и никогда не становится. Первый — предмет чувственного познания, второй — предмет разумного мышления. Единственным отношением между вещами и идеями является подражание, причем идея рассматривается как первообраз, а чувственный предмет как копия. В этом подражании и состоит та малая степень реальности, которой обладает эмпирический мир. Человек в мире подобен узнику пещеры, созерцающему лишь тени, лишь подобия идеи.

Хотя идея по форме предстает как родовое понятие, согласно Платону, она не может бьггь произведена размышлением, не является результатом сравнивающей абстракции. Платоновы идеи - не мысли, а то, что является предметом мысли, когда она свободна от всего чувственного, это — подлинное бытие в превосходной степени. Отсюда понятно, какими свойствами должна обладать идея: она вечная, абсолютная, безвидная (нематериальная), не подверженная изменениям и т.д. (все предикаты бытия элеатов). Выдающийся исследователь платонизма АФ. Лосев различает в платоновской идее следующие смыслы. Идея — это: а) предельное обобщение вещей и предметов; б) принцип осмысления вещи, ее смысловая сущность и определение; в) высшая ценность и предмет всяких жизненных упований, так что и сама любовь мыслилась Платоном как восхождение в мир идей и отражение его на людях; г) не просто объект или принцип вещи, но еще и субъект, мышление самого себя; д) космический разум — Нус; е) особого рода субстанция, имеющая независимое от вещного мира бытие. Иерархически организованную живую систему этих самосознающих, созерцающих и служащих причиной, истоком, принципом и первообразом всего существующего идей Платон обозначил термином из диалога «Федр» — Гиперурания, т.е. «место над небесами».

У Аристотеля, который в отличие от Платона отрицает субстанциональное существование идеи, термин «эйдос» имеет значение «форма» — это общее в самой вещи и целевая причина ее становления. Совокупность эйдосов всех вещей образует иерархию, на вершине которой Форма форм — неподвижный Ум-Перводвигатель.

Литература:

Ross D. Plato's theory of ideas. Oxford, 1951.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 187.