Анархо-индивидуализм

АНАРХО-ИНДИВИДУАЛИЗМ — течение в анархизме. Сформировалось в 1840-х — 1900-х годах. Основоположники — М. Штирнер и Б. Таккер. В 1900-х — 1920-х годах их идеи развили Д. Г. Маккей (Германия); Э. Арман и А. Лорюло (Франция); А. А. Боровой, А. Н. Андреев (Россия). На формирование анархо-индивидуализма повлияли экономические идеи П. Ж. Прудона и философские труды Ф. Ницше. Рассматривая общество как источник насилия, сковывающий свободу индивида, теоретики анархо-индивидуализма отрицают государство, предлагая заменить его «союзом эгоистов», основанным на свободном договоре личностей. Отрицая ведущую роль классовой борьбы в изменении общественного строя, главное внимание они уделяли воспитанию свободной личности. Российские (Андреев) и французские (Арман, Лорюло) теоретики в экономической сфере были сторонниками анархо-коммунистических идей. Таккер и Маккей выступали за преобладание мелкой частной собственности и рыночную экономику. Часть теоретиков анархо-индивидуализма отрицала насильственные методы борьбы, пропагандируя пассивное сопротивление (отказ от выплаты налогов, службы в армии и т. д.). Другие, как Арман и Андреев, признавали индивидуальный террор против представителей власти и класса капиталистов, экспроприации частной и государственной собственности. Анархо-индивидуализм имел некоторое влияние в 1900-х — 1920-х годах среди интеллигенции и люмпен-пролетариата Германии, Франции, США и России. Умеренное направление в анархо-индивидуализме ориентировалось на художественное творчество, создание коммун для пропаганды анархо-индивидуализма как образа жизни. Радикальное крыло организовывало экспроприации и акты индивидуального террора, призванные пробудить индивидов к свержению капитализма и государства (деятельность группы «Свобода внутри нас» в России 1906–1908 годов и «банды Бонно» во Франции в 1912 году). С 1920-х годов анархо-индивидуализм утрачивает политическое влияние.

Д. И. Рублев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 387-388.

Литература:

Боровой А. Общественные идеалы современного человечества. Либерализм, социализм, анархизм. М., 1906; Кривенький В. В. Анархисты-индивидуалисты // Политические партии России. Конец XIX — первая четверть XX века. Энциклопедия. М., 1996. С. 35–36; Рябов П. В. Философия классического анархизма. М., 2007; Скирда А. Индивидуальная автономия и коллективная сила. Париж, 2002; Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994.

Понятие: