Мегарская школа (Ильичёв, 1983)

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА, одна из сократических школ в древнегреческой философии. Основана Евклидом из Мегары (умер в глубокой старости после 369 года до н. э.), одним из ближайших учеников Сократа. К Мегарской школе принадлежали Евбулид, Стилпон и Диодор Крон. Противники прозвали Мегарскую школу эристической, а её представителей — эристиками («спорщиками») (Диоген Лаэртий II 106). Отталкиваясь от учения Парменида о том, что существует только единое бытие, и от учения Сократа о благе, Евклид утверждал, что «существует одно только благо, лишь называемое разными именами: иногда разумением, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями. А противоположное благу он отрицал, заявляя, что оно не существует» (там же). Евклид отрицал допустимость умозаключений по аналогии, к к-рым систематически прибегали Сократ и Платон.

С диалектикой перехода количества в качество связаны апории Евбулида «Сорит», или «Куча» (если прибавлять по одному зерну, с какого момента появится куча, и значит ли это, что куча возникает в результате прибавления одного зерна?) и «Лысый» (если волосы с головы выпадают по одному, с какого момента человек становится лысым?) (Диоген Лаэртий VII 82). Мегарская школа впервые натолкнулась на логические парадоксы, связанные с самоотнесением понятий. Так, Евбулид поставил парадоксальный вопрос: говорит ли правду или неправду человек, заявляющий «Я лгу» (Cic. Acad. priora II 29, 95). Рассуждение Евбулида (возможно, Алексина — другого представителя Мегарской школы) «Рогатый», основанное на логической ошибке учетверения терминов (quaternio terminorum), относится уже к категории софизмов. Оно гласит: «Что ты не потерял, ты имеешь. Рогов ты не потерял. Стало быть, ты рогат» (Диоген Лаэртий II 108; VII 187).

Стилпон отвергал общие понятия и утверждал, что тот, кто говорит «человек», не называет ни одного конкретного человека и, следовательно, говорит «никто» (Диоген Лаэртий II 119). Ученик Стилпона Филон и другие мегарики исследовали различные формы логической импликации (Секст Эмпирик, Против ученых XIII 113—117). Диодор Крон отождествлял возможное с действительным (Эпиктет, Беседы II 119, 1). Отрицая, вслед за представителями элейской школы, движение, он утверждал, что ничто не движется, но всегда оказывается продвинувшимся (Секст Эмпирик, Против ученых X 85). Мегарская школа сыграла значительную роль в развитии логики.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Котарбиньский Т., Лекции по истории логики, в его кн.: Избранные произведения, перевод с польского, М., 1963, с. 545 — 48;

Луканин Р. К., М. ш., в кн.: История античной диалектики, М., 1972, с. 167—77;

F r i t z K. v., Megariker, в кн.: RE., Suppl. V, 1931, S. 707—24.