Харизма (Осипов, 2014)

ХАРИЗМА (греч. harisma — божественный дар, благодать) — в католической теологии исключительное духовное свойство, ниспосылаемое богом кому-либо ради блага церкви (пророческий дар святых, непогрешимость Папы и другие). В социологию термин введен Э. Трельчем и анализировался М. Вебером в его концепции идеальных типов господства. Социально-психологический анализ харизматического лидерства был продолжен в рамках психоаналитической ориентации в социологии, где предпринимались попытки изучения бессознательных механизмов связи масс с вождями. Существенную роль сыграли также исследования различных тоталитарных диктатур. Харизматическое господство основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Его считают пророком, гигантской исторической фигурой, полубогом, выполняющим «великую миссию», открывающим новые невиданные горизонты. Взаимоотношения вождя и масс имеют эмоционально-мистический характер, предполагают полную «самоотдачу» масс, слепую веру, бездумное следование за харизматическим лидером. Эти взаимоотношения характеризуются большим напряжением: требуются непрерывные «свершения», «подвиги», «энтузиазм», «героизм». Сам вождь находится над правовым и институциональным порядком. Социально-психологическая ситуация, связанная с искренней верой в харизму, постепенно превращается в чистую форму. Харизматическое лидерство в истинном, а не формальном значении чаще всего не может продолжаться долго, однако его внешние атрибуты могут сохраняться длительное время, маскируя иную форму господства — безлично-бюрократическую.

С.А. Эфиров

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 557.

Литература:

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990;

История теоретической социологии: В 4 т. Т. 2. М., 1998.

Понятие: