Стиль дайбуцуё
Стиль дайбуцуё получил свое название от зала Большого Будды в Тодайдзи (дайбуцудэн), восстановленного благодаря усилиям священника Тёгэна (1121—1206), который завез индийский стиль в Японию после возвращения из своего путешествия по Южному Китаю периода династии Сун. Большие Южные Ворота (нандаймон) в Тодайдзи, построенные Тёгэном одновременно с залом Большого Будды, являются важным примером дошедшего до нас сооружения в стиле Большого Будды.
Сооруженный Тёгэном зал Большого Будды сгорел в 1567 г. и впоследствии был восстановлен в прежнем виде. Использование стиля Большого Будды в основном прекратилось вскоре после смерти Тёгэна, хотя некоторые из присущих ему деталей и элементов были включены в другие архитектурные стили.
Стиль дзэн (дзэнсюё), или китайский стиль (караё). Стиль буддийской архитектуры дзэн (дзэнсюё) был заимствован из Китая в период Камакура. Важным сохранившимся образцом этого стиля является зал Реликвий (сяридэн) в Энгакудзи, построенный в средневековый период в городе Камакура. Название дзэн в отношении архитектурного термина предлагается современной терминологией. В течение средневекового периода этот стиль называли китайским, или караё, что отражало его заимствование из Китая в период династии Сун (960—1279). Как следует из названия, стиль дзэн особенным образом был связан со строительством храмовых комплексов в средневековый период.
Стиль дзэн внес новые элементы в строительство храмов. Среди этих новшеств были новые стили оформления, изогнутые вверх стропила и арочные окна. Хотя стиль дзэн был основан на китайских образцах, японские архитекторы внесли свой вклад в заимствованный дизайн, создав собственный архитектурный стиль. Например, они изменили конструкцию крыши в сторону ее соответствия японским практическим и эстетическим потребностям.
Стиль Обаку. Стиль буддийской архитектуры Обаку появился в Японии в конце XVII столетия и был связан с храмами дзэн, принадлежавшими школе Обаку. Школа дзэн-буддизма Обаку проникла в Японию из Китая в середине XVII столетия. Примером стиля Обаку может служить храм Мампукудзи, находящийся в Удзи к югу от Киото и построенный в 1660-х гг. Архитектурный стиль Обаку использует традиционные особенности японской архитектуры дзэн, а также включает в себя элементы китайских буддийских архитектурных форм поздней династии Мин (1368— 1644) и ранней Цин (1644-1912), в том числе пространственную планировку земель храма. Среди китайских архитектурных новшеств, очевидных в Мампукудзи и других храмах Обаку, присутствуют такие особенности, как открытые коридоры между зданиями храма, четырехярусная система консолей, причудливые резные основания колонн и декоративные перила.
Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 400.