Интерес (Рапацевич, 2006)

ИНТЕРЕС - одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определённом предмете. Интерес - проявление не только познавательной, но и других потребностей. Иначе говоря, интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес носит избирательный характер и влечёт за собой тенденцию обращать внимание на объекты определённого рода, на их познание или на выполнение определённой деятельности. Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека: является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, вызывает стремление работать в определённой области, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе. Велика роль интереса и в учебной деятельности, в успешном овладении изучаемым предметом. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при отсутствии интереса учебный материал усваивается с трудом, часто формально, не находит применения в жизни, легко и скоро забывается. В основе интереса лежат потребности человека, в свою очередь определяющиеся общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Существенную роль в качестве физиологической основы познавательных интересов играет ориентировочный рефлекс.

Интерес можно характеризовать со стороны их содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Содержание интереса - это те объекты, на которые он направлен (интерес к технике, интерес к истории, интерес к музыке и т. д.). По содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: как высокие, благородные, направленные на высокоценное для общества, или как мелкие, обывательские, связанные с удовлетворением только личных потребностей. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов, направленность их на различные объекты, при наличии основного, «стержневого» интереса. Вместе с тем отрицательно оцениваются и разбросанность интересов, когда человек поверхностно интересуется всем, а, по сути дела, ничем по-настоящему. Устойчивые интересы играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закреплёнными особенностями его личности. Неустойчивые интересы носят характер кратковременного явления, быстро возникающего и быстро угасающего. Человеку с неустойчивыми интересами свойственна частая смена интересов - он легко увлекается и быстро охладевает. Настойчивость человека в познании определённой области, преодоление трудностей под влиянием интереса говорят о различной силе интересов. Близко к понятию силы интереса стоит понятие действенности интереса. Действенными, в отличие от пассивных, называются интересы, оказывающие глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематическим и целеустремлённым действиям в определённом направлении, активным и инициативным поискам источников удовлетворения интересов. Различают также прямые (непосредственные) интересы и косвенные (опосредствованные). Первые вызываются самим содержанием знаний или деятельности, на которые они направлены; косвенные интересы вызываются не содержанием объекта, к которому проявляется интерес, а тем значением, которое этот объект имеет для познания другого объекта, непосредственно интересующего человека или для выполнения какой-либо другой, интересующей человека деятельности (интерес школьника к математике, возникающий, например, лишь в силу того, что она нужна для авиамоделирования, которым этот школьник очень увлечён).

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 284-286.

Понятие: