Брак [у ацтеков]

Когда юноша входил в брачный возраст (около 20 лет) и собирался жениться, если он не хотел, чтобы его считали «неблагодарным и невоспитанным», то обязан был получить разрешение своих учителей; семья юноши устраивала для них пир и готовила подарки и топор из полированного камня в знак того, что юноша порывал со своей прежней жизнью. Приняв топор, учителя таким образом отпускали своего воспитанника, не преминув напомнить молодому человеку, чтобы он не забывал, чему научился у них. Девушек отпускали с такими же церемониями, особенно дочерей сановников и знати.

Старые женщины сиуатланке служили посредниками между семьями будущих супругов. Едва после многочисленных формальностей заключался договор о предстоящем браке, необходимо было назначить дату свадьбы на благоприятный день и, следовательно, проконсультироваться у богов. Накануне свадьбы в доме невесты устраивался большой пир, в котором принимали участие родители, друзья, бывшие учителя и важные особы квартала. Сама свадебная церемония проходила в доме у жениха с наступлением ночи. Нарумяненная и наряженная невеста переносилась туда на спине свахи; ее сопровождали четыре юные девушки с сосновыми факелами. Ритуал бракосочетания совершался около очага, перед которым новобрачные, сидя на двух циновках рядом друг с другом, получали подарки. Наконец, сиуатланке связывали узлом накидку жениха и блузу невесты. Этим жестом брак считался заключенным. Молодожены съедали тамамм. Гости пели и танцевали от радости, потом садились за угощение, в то время как молодые супруги уходили. Прежде чем вступить в брачные отношения, им предстояло провести четыре дня в молитвах. На пятый день они мылись в темаскалли, и их приходил благословить жрец. Устраивался новый пир, еще более обильный, чем первый, особенно у сановников и почтека.

Ожидание ребенка, беременность отмечались пирами и речами. О будущей матери заботилась повитуха. Среди предписанных забот основную роль играли массаж и паровая баня (темаскалли), а также соблюдение некоторых табу. Беременная женщина находилась под покровительством Тетеоиннан, матери богов, также называвшейся Темаскальтеки (бабушка паровой бани).

Женщины, умиравшие в родах, становились Сиуатетео. Их телам приписывали магические свойства; поэтому молодые воины пытались завладеть пальцем или волосом покойной во время похоронной процессии. Колдуны также пытались разрыть могилу умершей, чтобы заполучить одну из ее рук, благодаря которой они могли погрузить в глубокий сон жителей дома, который собирались обокрасть.

Хотя полигамия была распространена среди привилегированных классов, во время всевозможных ритуалов прославлялся лишь брак мужчины со своей главной супругой. Браки были в основном длительными, но можно было и развестись. Разведенная женщина могла снова выйти замуж. Вдова чаще всего выходила за брата своего мужа. Измена каралась для обоих партнеров смертью через забивание камнями, женщину предварительно душили.

В преклонном возрасте старые женщины, особенно вдовы, были независимы и пользовались уважением. Кроме того, мужчины, выжившие на войне и после болезни, входили в число уэуэтке, «уважаемых предков», к мнению которых прислушивались.

Дюран-Форэ Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 227-229.

Примечания

* Рулетики из листьев маиса с различными начинками.

Понятие: