Коренизация (Тавадов, 2011)

КОРЕНИЗАЦИЯ КАДРОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК И ОБЛАСТЕЙ — политика и практика подготовки, выдвижения и использования в национальных республиках и областях преимущественно местных кадров, особенно титульных национальностей, для работы в государственных, общественных и хозяйственных органах и организациях, в научных учреждениях, в просвещении, правоохранительных органах и т. д. В практике СССР коренизация особенно интенсивно проводилась в 20-30-е годы. Таковой была кадровая политика КПСС. В резолюции XII съезда РКП(б) предписывалось в качестве практической меры добиться того, «чтобы органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, нравы и обычаи соответствующих народов».

Необходимость коренизации обусловливалась решением двух основных задач: преодоления отсталости национальных республик и областей и приближения органов власти и управления к народным массам этих регионов. Коренизация предполагала, в частности, внедрение языков коренных народов в работу выборных органов власти и аппарата управления и на этой основе вовлечение в них представителей местных национальностей. В связи с этим большое внимание в центре и на местах уделялось подготовке квалифицированных кадров из числа представителей соответствующих национальностей. Последние пользовались рядом льгот при поступлении в вузы и другие учебные заведения. Коренизация наталкивалась на огромные трудности, связанные прежде всего с отсталостью национальных республик и областей, отсутствием или слабым развитием письменности на родном языке, резкой нехваткой квалифицированных кадров, а то и просто грамотных людей.

Коренизация принесла немалые достижения: коренные народы СССР были широко представлены в республиканских и местных государственных, партийных, хозяйственных органах, общественных и молодежных организациях. Немало выдвиженцев были представлены в союзных и центральных органах власти и управления в Москве. В целом политика и практика коренизации была целесообразна и оправдана, она сыграла позитивную роль в налаживании и укреплении межнационального согласия и сотрудничества.

Однако позитивное начало коренизации проявлялось до тех пор, пока номенклатурный состав кадров разных национальностей соответствовал их соотношению в составе населения данной республики или области. Когда же пропорциональность стала нарушаться в пользу титульных национальностей, что привело к доминированию в руководящих органах республик кадров одной титульной национальности, в ущерб интересам нетитульных национальностей, живущих в этих республиках и областях, то начали проявляться негативные стороны практики коренизации. Кадры стали подбираться по принадлежности к титульной нации, деловые и профессиональные качества существенной роли не играли. Это наносило ущерб делу и межнациональным отношениям, вело к противопоставлению кадров по национальному признаку.

Протекционизм по отношению к представителям коренной нации (когда в целом задача коренизации была решена) выступал как проявление национализма со стороны отдельных руководителей республик. Пользуясь этим, некоторые люди использовали национальную принадлежность в целях карьеры, поиска легких путей, материальной выгоды. Негативные последствия извращения политики коренизации стали заметно проявляться начиная с 60-х годов в республиках Закавказья, Средней Азии, других союзных и автономных республиках, когда лиц нетитульных национальностей стали механически выталкивать из властных структур.

Этот процесс продолжался в последующие годы, что, естественно, привносило нестабильность и напряженность в межнациональные отношения в республиках. После распада СССР исчерпавшая себя практика коренизации продолжалась в республиках в составе Российской Федерации. Во многих из них лица титульных национальностей в органах власти и управления составляют 80-90%, хотя их доля в населении республик меньше половины, а то и треть или четверть. В современных условиях, когда в достаточном количестве имеются квалифицированные кадры всех национальностей, политика предпочтения лиц титульной национальности при выдвижении и назначении на «престижные» должности ущемляет законные права и интересы граждан нетитульной национальности, наносит им обиду и как обратная реакция может вызвать неприязнь и недоверие к представителям титульной нации. В таких условиях нетитульное население лишается карьерной перспективы, превращается в граждан «второго сорта». По этой причине (наряду с другими) люди нетитульных национальностей уезжают за пределы республик. Из некоторых республик отток нетитульного населения довольно значительный.

Теоретически и практически подтверждено, что в достижении межнационального согласия и мира существенную роль играет политика пропорционального представительства в органах власти и управления лиц всех национальностей, проживающих в данной республике. Практика же коренизации в Российской Федерации уже изжила себя и ведет к напряженности в межнациональных отношениях.

См.: Коренные народы, Национальные кадры, Национальная политика, Фактическое равенство народов.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 167-169.

Понятие: