Идеал высшего блага

ИДЕАЛ ВЫСШЕГО БЛАГА (нем. Ideal des hochsten Guts) — важнейшее понятие практической философии Канта. Высшим благом Кант считает единство добра и счастья, где добро занимает главенствующую позицию и рассматривается в качестве необходимого условия блаженства. Кант противопоставляет свое понимание высшего блага стоической (добродетель — эквивалент счастья) и эпикурейской (добродетель — достаточное условие счастья) концепциям. Такая позиция сохраняет автономию морали, однако избегает аскетических крайностей. При этом требование содействовать высшему благу, составляющее суть морального законодательства, сохраняет свою действенность лишь при устранении разрыва между достоинством быть счастливым, которое зависит от нас самих, и реальным блаженством, которое не в нашей власти, т.е. это требование предполагает допущение идеала как «интел-лигенции, в которой морально совершеннейшая воля... составляет причину всякого блаженства в мире, поскольку оно находится в точном соотношении с нравственностью» (Кант И. Критика чистого разума. С. 838).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 176.