Этническая доминанта
ЭТНИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА (термин Гумилёва) — система политических, идеолог, или религиозных ценностей, создающаяся при появлении любой этнической целостности и служащая для нее объединяющим началом этническая доминанта складывается в своей основе еще в инкубационном периоде, который предшествует возникновению этнической системы. Этническая доминанта является необходимым условием объединения пассионариев, порвавших с традициями этнического субстрата. Проповедь новых идей, отстаивание новых политических идеалов (в том числе и с оружием в руках) удовлетворяет характерную для пассионариев жажду деятельности. Обычно этническая доминанта достаточно резко противопоставлена господствующим в этническом субстрате представлениям и нормам. Так, строгие правила первых христианских общин, содержание христианских проповедей представлялись язычникам-римлянам чудовищным извращением, что толкало их на борьбу с новой религией. Но законы этногенеза оказались сильнее: после пассионарного толчка I века н. э. все повышенно активные люди стремились примкнуть к новым доминантам, главным образом к христианству, а одряхлевшее вместе с Римом язычество никого не интересовало. Результатом была полная победа христиан в IV веке: на них был вынужден опереться император Константин, так как другой серьезной силы в империи к этому времени уже не было. Роль этнической доминанты для арабов в VII века сыграла также новая религия — ислам. Под знаменем пророка собрались все появившиеся на Аравийском полуострове в результате пассионарного толчка VI веке пассионарии. Следствие вполне закономерно: был создан Арабский халифат от Памира до Испании. Приведенные примеры этнической доминанты относятся к периодам появления новых суперэтносов. Однако вполне правомерно говорить об этнической доминанте при складывании различных целостностей (этносов, субэтносов) уже в ходе этногенеза. Так, для возникшего в России в XVII веке субэтноса старообрядцев доминантой послужило противодействие реформе Никона. Конечно, этническая доминанта не всегда носит обостренный идейный или религиозный характер. Иногда для образования новой целостности достаточно просто резкого политического размежевания с существующими традициями (например — викинги, пассионарный толчок VIII века н. э.). Но в целом этническая доминанта может быть охарактеризована как совокупность явлений в общественном сознании людей, объединяющихся в новую этническую систему. Положительной взаимной комплиментарности этих людей соответствует близкий образ мыслей.
Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 658-659.