Либерализм в России

ЛИБЕРАЛИЗМ В РОССИИ - буржуазное по своему объективному содержанию, идеологическое, а затем политическое течение, социальную базу которого составляли помещики, переходящие к капиталистическим приемам хозяйствования, средняя буржуазия, дворянская и буржуазная интеллигенция. Зарождение первых зачаточных идей дворянского либерализма относится к 60-м годам 18 века - началу 19 века. В 40-х годах 19 века начался процесс оформления либерализма как особого идейно-политического течения и отмежевания его от демократических тенденции. Развитие капитализма, классовые интересы растущей буржуазии неизбежно порождали либерализм и его оппозиционность к самодержавию и крепостничеству. Прогрессивность либерализма определялась объективными условиями необходимости буржуазных преобразования общественного и государственного строя России. С эпохи первой революционной ситуации и падения крепостного права в 1861 году вплоть до Февральской революции 1917 года шла борьба двух исторических тенденций - либеральной и демократической - по коренному вопросу о типе буржуазного развития России. Либерализм, выражая интересы растущей буржуазии, выступал носителем реформистской тенденции и помещичье-буржуазной эволюции по прусскому типу. Демократизм, представляя интересы крестьянства, боролся за революционное уничтожение всех феодально-крепостнических институтов и пережитков. Политическая программа и реформистская тактика либерализма, отражавшие стремление буржуазии к ликвидации сословных привилегий, конституционному преобразованию абсолютизма, утверждению правового строя, продвижению к власти, вместе с тем свидетельствовали о ее политической дряблости, склонности к компромиссу с силами феодальной реакции, страхе перед революцией. Либерализм, сохраняя основные черты своей идеологии, программы и тактики, эволюционировал в зависимости от двух факторов: силы революционного движения, степени буржуазной эволюции абсолютизма и характера правительственной политики, приобретая определенные особенности на каждом историческом этапе. Основной тенденцией в эволюции либерализма была неуклонно убывающая, исторически и классово ограниченная прогрессивность и неизменно нарастающая антинародность и контрреволюционность. Узловыми пунктами эволюции либерализма стали революционная ситуация на рубеже 50-х и 60-х годов 19 века, первая русская революция 1905-1907 годов, Февральская революция 1917 года и победа Октябрьской революции 1917 года.

Период разложения и кризиса феодально-крепостнического строя (2-я половина 18 века - середина 19 века), первый, дворянский период (1825-1861) освободительного движения стал временем зарождения и формирования либерализма. Идеи прогрессивного просветительства, критика крепостничества и самодержавия, проекты ограничения абсолютизма во 2-й половине 18 века (С. Е. Десницкий, А. Я. Поленов, Н. И. Новиков, Ф. В. Кречетов и др.) выражали назревшие задачи буржуазного преобразования России. В эпоху декабризма либеральная и демократическая тенденции развивались как оттенки освободительного движения в общем революционном русле. В историческом генезисе либерализма и буржуазной демократии эпоха Просвещения 18 века и декабризма составляет, таким образом, предысторию. В 30-40-х годах 19 века, когда складывается определенная зрелость социальных отношений капиталистического типа, а задачи ликвидации крепостного права и буржуазных преобразований становятся коренным и практическим вопросом всей русской общественной жизни, намечается размежевание либерализма и демократизма. Зарождавшийся либерализм нашел свое выражение во взглядах так называемых западников (К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, П. В. Анненков и др.) и, в своеобразной форме, некоторых славянофилов. Он существовал еще в рамках общего антифеодального лагеря, противостоящего реакционно-крепостнической идеологии. Однако уже в это время намечались и постепенно усиливались первые расхождения либералов с демократами. Обострение социально-политических антагонизмов в условиях революционной ситуации на рубеже 50-х и 60-х годов 19 века привело к поляризации политических сил, к оформлению либерализма, его идеологии, программы и тактики. В общественном подъеме этого периода определенную роль играло либеральное движение. В рукописной литературе, проектах, публицистике (журнал "Отечественные записки", "Русский вестник", "Атеней") идеологи либерализма (Кавелин, Б. Н. Чичерин, И. К. Бабст, А. М. Унковский и др.) выдвигали программу реформ, осуществляемых правительством, при сохранении помещичьего землевладения и монархии (освобождение крестьян с землей за выкуп, уничтожение сословных привилегий, гласность, создание представительных учреждений). Процесс отделения либерализма от демократизма отразился в разрыве либералов с "Колоколом" и "Современником", в последовательной борьбе против либерализма революционного лагеря во главе с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. Реформы 60-70-х годов 19 века, страх перед народной революцией, вражда к революционным демократам (одобрение арестов в 1862 году Чернышевского, H. A. Серно-Соловьевича и др.), взрыв шовинизма в связи с польским освободительным восстанием 1863-1864 годов определили поворот либерализма в сторону реакции, что дало возможность царизму ослабить антиправительственный лагерь и отбить революционный натиск.

2-я революционная ситуация в конца 70 - начала 80-х годов 19 века стала новым этапом в развитии либерализма, который по-прежнему, оставался в рамках легальной оппозиции самодержавию, способным лишь на конституционные "порывы" и бесплодную адресную кампанию (см. Земское движение). В адресах земских и городских учреждений, в выступлениях либеральной прессы ("Голос", "Молва", "Порядок", "Земство", "Вестник Европы" и др.) выдвигались половинчатые меры как в области аграрных отношений (переселение крестьян, понижение выкупных платежей, преобразование податной системы и т. п.), так и в вопросе о государственном строе (реформа Государственного совета, привлечение представителей от земств к законосовещательной деятельности), не затрагивавшие основ самодержавия. Программа и тактика либерализма создавали благоприятные предпосылки для маневрирования правительства, облегчив, в конечном счете, в начале 80-х годов победу реакции. На втором, буржуазно-демократическом этапе освободительного движения либерализм окончательно сложился и оформился в определенный лагерь, занявший позицию монархического центра в группировке политических сил. В это время, и чем дальше, тем сильнее, проявлялась реакционность либерализма "...по сравнению с революционным элементом буржуазной демократии..." (Ленин В. И., Соч., т. 10, с. 431), его неспособность к самостоятельному прогрессивному историческому действию.

С вступлением России в эпоху империализма, усилением экономической мощи буржуазии и началом пролетарского этапа революционного движения, с превращением рабочего класса в центр притяжения демократических сил и образованием социал-демократии происходит процесс активизации либерализма, постепенной политической и организационной консолидации его группировок, обострения борьбы за влияние на крестьянство. Либерализм в течение длительного времени, с 40-х годов 19 века до начала 20 века, не создал своих организаций, хотя имел для этого материальные средства и кадры. В начале 20 века в обстановке революционного подъема, обострения классовой борьбы пролетариата и крестьянства, началось формирование политической организаций либерализма. Еще в 1899 году в Москве кружок "Беседа" объединил около 50 земских деятелей различных направлений и привлек представителей интеллигенции (П. Н. Милюков, П. Б. Струве) к изданию ряда сборников по социально-политических проблемам. В 1901 и 1902 годы состоялись съезды земских деятелей, в 1902 году земцы в союзе с буржуазной интеллигенцией основали в Штутгарте журнал "Освобождение" под редакцией Струве. Летом и осенью 1903 году были созданы "Союз освобождения" и "Союз земцев-конституционалистов". В программных документах либерализма проводилась идея "народного представительства" в рамках конституционно-монархического строя и увеличения крестьянских наделов при сохранении помещичьего землевладения. Либерализм, опасаясь нарастающей народной революции, стремился завоевать гегемонию в освободительном движении, демагогически выступая в качестве носителя общенациональных интересов, и пытался переключить развитие событий на реформистский путь.

Первая русская революция 1905-1907 годы стала переломным этапом в эволюции либерализма. Она "...замечательно быстро разоблачила либерализм и показала на деле его контрреволюционную природу" (там же, т. 13, с. 100). Либерализм в условиях восходящего развития революции от января до декабря 1905 года и растущей дезорганизации правительства проявил значительную политическую активность, пытался лавировать между царизмом и революционным народом, перевести развитие на конституционный путь, выторговать выгодные для буржуазии реформы. Таков смысл обращения к народу июльского (1905) земско-городского съезда, решения сентябрьского съезда, тактики либерализма в отношении к Булыгинской думе, к октябрьской стачке 1905 года. После манифеста 17 октября 1905 года верхи буржуазии объединились в "Союз 17 октября", а "Союз освобождения" и "Союз земцев-конституционалистов" создали Конституционно-демократическую партию (кадеты) - основную партию либерализма. Контрреволюционный характер либерализма открыто проявился в отношении к Декабрю вооруженному восстанию 1905 года. Революционным методам борьбы либерализм противопоставил парламентские, мирные методы "органической" работы в Думе. В межреволюционный период либерализм играл важную роль в третьеиюньской системе в качестве главной оппозиционной партии, которая пропагандой конституционных иллюзий и реформ, своей лояльной парламентской тактикой облегчала проведение столыпинской бонапартистской аграрной и думской политики. Либерализм выступал в качестве активной силы в политической и идеологической реакции, что нашло выражение в сборнике "Вехи" (1909). Либерализм не был способен бороться за победу буржуазной революции, но незавершенность капиталистической эволюции сохраняла базу для его оппозиционных выступлений против крепостников, абсолютизма. Накануне и в годы 1-й мировой войны либерализм проповедовал идеи буржуазного национализма и панславизма, идеологически обосновывая империалистические интересы русской буржуазии, участвовал в мобилизации всех сил на нужды империалистической войны. Поражение царских войск, хозяйственная разруха, рост революционного движения, дезорганизация правительства, неспособного вести войну к победе, усиление влияния придворной камарильи заставили либерализм вступить на путь оппозиции самодержавию и взять на себя инициативу создания в августе 1915 года в 4-й Думе так называемого "прогрессивного блока".

Победа Февральской революции 1917 года положила начало последнему этапу в истории либерализма. Либеральные партии захватили власть и стали правительственными партиями, стремившимися к единовластию буржуазии, к продолжению войны, к разгрому Советов и большевистской партии. Кадетская партия объединяла вокруг себя все силы буржуазно-помещичье-генеральской контрреволюции, что особенно наглядно проявилось в корниловском мятеже (см. Корниловщина).

Октябрьская революция привела либерализм к идейному и политическому краху. Буржуазия, в том числе значительная часть либеральной интеллигенции, ответила саботажем и контрреволюционными выступлениями на установление Советской власти. В годы гражданской войны либерализм, объединившись с другими силами контрреволюции, при помощи интервенции международного империализма, пытался уничтожить Советскую власть. Многие деятели либерализма (Струве, М. И. Туган-Барановский и др.) принимали активное участие в белогвардейских правительствах, а после гражданской войны стали идеологами и организаторами антисоветской борьбы в эмиграции. Либерально-буржуазные партии открытым участием в вооруженной борьбе против Советской власти поставили себя вне рамок советской легальности и советской демократии. Своеобразным проявлением идеологии либерализма в условиях первых лет нэпа было так называемое сменовеховское движение, стремившееся к реставрации капитализма "изнутри" советского строя, в расчете на его внутреннее перерождение.

Либерализм на протяжении всей своей истории не был в программно-тактическом отношении единым и однородным движением. В его русле с середины 19 века до начала 20 века были различные течения, отражавшие интересы тех или иных слоев буржуазии. С 1905 года начался процесс партийного оформления различных направлений либерализма. Некоторые партийные группировки, возникшие в 1905 году (партия правового порядка, прогрессивно-экономическая партия и др.), существовали недолго, и фракции либерализма вскоре распределились между октябристами, прогрессистами и кадетами. Истории этих партий, в первую очередь кадетской, и составляют в своей совокупности историю русского либерализма в период 1905-1917 годов. При всех межпартийных и внутрипартийных разногласиях (критика Милюковым авторов "Вех" за опасное для либерализма саморазоблачение, обвинение Маклаковым Милюкова в заигрывании с демократией и дискуссия между ними по тактическим вопросам и т. д.) все партии и течения либерализма объединяли страх перед революционной победой народа, стремление к компромиссу с абсолютистско-феодальной реакцией, активное участие в борьбе против демократической и социалистической революции. При наличии специфических особенностей эти же наиболее существенные черты были характерны для либерализма в национальных районах. Размах и зрелость либерализма определялись уровнем социально-политического развития национального района. В конце 19 - начале 20 веков в Польше, Прибалтике, Украине, Белоруссии и ряде других районов оформились либерально-националистические партии и группировки местной буржуазии (Национально-демократическая партия в Польше, Украинская демократическая партия, Белорусская громада, джадидизм в Средней Азии, мусаватисты в Закавказье и т. д.). Они находились в оппозиции к царизму и стремились добиться самоуправления и уравнения в правах с русской буржуазией. В условиях империализма и развертывания национально-освободительной борьбы народов буржуазно-националистический либерализм теряет прогрессивные черты. Его двойственная политика сводилась к попыткам добиться уступок от царизма и при помощи националистической демагогии отвлечь трудящихся от социально-политической борьбы, расколоть их союз с русским пролетариатом. После Октябрьской революции либерально-националистические партии включаются в общий фронт контрреволюции и ведут активную борьбу против Советской власти.

В идеологии, программе, тактике и организации либерализма в России проявлялись его основные черты и особенности: сравнительно позднее отделение от демократизма и быстрый поворот к контрреволюции, значительный удельный вес дворянского элемента, деятельность в рамках легальной оппозиции и позднее формирование партийных группировок, страх перед революцией, склонность к компромиссу с силами феодальной реакции. Эти особенности либерализма имели истоки в слабости и нереволюционности российской буржуазии, в относительной прочности и живучести остатков феодальной старины. Они усиливались с ростом классовой борьбы, с выступлением пролетариата, оттеснившим либерализм и ставшим гегемоном всех демократических сил.

Революционная демократия разоблачала либерализм и его соглашательскую политику. Эту линию на этапе пролетарского освободительного движения продолжала и обогащала партия большевиков. В. И. Ленин дал научный анализ исторической эволюции либерализма, его идеологии, программы и тактики, раскрыв общность наиболее существенных черт либерализма различных периодов. Оценка либерализма, его общественно-политической роли была одним из важнейших пунктов разногласий между большевиками и меньшевиками. Ленинское учение о гегемонии пролетариата в буржуазной революции и борьба большевизма за ее осуществление подрывали влияние либерализма и его оппортунистических союзников в рабочем движении - меньшевиков. Борьба большевиков против либерализма была необходимым условием революционного и демократического воспитания трудящихся масс, подготовки их к борьбе под руководством пролетариата за новую, демократическую и социалистическую Россию.

Либерализм пытался историческими концепциями обосновать свою программу и тактику. Либеральная историография (Милюков, Струве, П. Г. Виноградов и др.), исходя из реакционно-идеалистических теории, изображала политическую историю России как историю последовательного развития реформистской деятельности самодержавия и нарастающей прогрессивности либерализма, игнорируя при этом решающую роль классовой борьбы. Ленинская критика либеральной историографии сыграла большую роль в разоблачении идеологии либерализма. Октябрьская революция 1917 года означала не только крах идеологии, программы и тактики либерализма, но и обнаружила полную несостоятельность его историко-политических доктрин.

М. И. Хейфец. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература:

Ленин В. И. , Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 9; его же, Опыт классификации рус. политических партий, там же, т. 11; его же, По поводу юбилея, там же, т. 17; его же, "Крестьянская реформа" и пролетарски-крест. революция, там же; его же, Памяти Герцена, там же, т. 18; его же, Политические партии в России, там же; его же, О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы, там же, т. 19. См. также Справочный том, ч. 1, с. 307-11. Белоконский И., Земство и конституция, М., 1910; Богучарский В., Из истории политической борьбы в 70-х гг. и 80-х гг. XIX в. Партия "Народной воли", ее происхождение, судьбы и гибель, М., 1912; Веселовский Б., История земства за сорок лет, т. 1-4, СПБ, 1911; Глинский Б:, Борьба за конституцию. 1612-1862, СПБ, 1908; Иорданский Н., Конституционное движение 60-х гг., СПБ, 1906; его же, Земский либерализм, 2 изд., СПБ, 1906; Карышев Н., Земские ходатайства. 1865-1884, М.. 1900; Корнилов А., Обществ. движение при Александре II, М., 1909; его же, Курс истории России XIX в., 2 изд., ч. 3, М., 1918; Лемке М., Очерки освободит. движения "шестидесятых годов", СПБ, 1908; Мартов Ю., Обществ. и умственные течения в России, 1870-1905 гг., Л.-М., 1924; Плеханов Г., Неудачная история партии "Народная воля", Соч., т. 24; Сватиков С., Общественное движение в России, Ростов н/Д., 1905; Якушкин В., Гос. власть и проекты гос. реформы в России, СПБ, 1906. Берлин П., Рус. буржуазия в старое и новое время, М., 1922; Дружинин Н., Декабрист Никита Муравьев, М., 1933; его же, Московское дворянство и реформа 1861 г., "ИАН СССР. Серия истории и философии", 1948, т. 5, К" 1; Нечкина М. В., Движение декабристов, т. 1-2, М., 1955; Розенталь В. Н., Идейные центры либерального движения в России накануне революц. ситуации, в сб.: Революц. ситуация в России в 1859-1861 гг., М., 1963; Сладкевич Н., Оппозиц. движение дворянства в годы революц. ситуации, там же, М., 1962; Усакина Т., Статья Герцена "Very dangerous!!!" и полемика вокруг "обличительной литературы" в журналистике 1857-1861 гг., М., 1960; Федосов И., Революц. движение в России во второй четв. XIX в., М., 1958; Хейфец М., Вторая революц. ситуация в России, М., 1963; Зайончковский П., Отмена крепостного права в России, М., 1954; Козьмин В., Из истории рус. нелегальной прессы. Газета "Общее дело", в кн.: Ист. сб., т. 3, Л., 1934; Левин Ш., Обществ. движение в России в 60-70-х гг. XIX в., М., 1958; Очерки истории историч. науки в СССР, т. 1, М., 1955, гл. 8; т. 2, М., 1960, гл. 2-3; т. 3, М., 1963, гл. 1, 4, 5; Покровский М. H., Очерки по истории революц. движения в России в XIX и XX вв., 2 изд., М., 1927; Черменский Е., Буржуазия и царизм в революции 1905-1907 гг., М.-Л., 1939; его же, Февр. бурж.-демократич. революция 1917 г. в России, М., 1959. См. также лит. к статьям "Легальный марксизм", "Земское движение", "Конституционно-демократическая партия "Прогрессивный блок"" и др.

Понятие: