Масоны в России (РНС.С, 1999)

МАСОНЫ, их деятельность в современной России. Идеи масонства проникают в Россию в 30-е годы 18 века. Первый из орденов английского масонства оформился примерно к началу 60-х годов в Санкт-Петербурге. В него вошли граф Р. И. Воронцов, который был назначен Гроссмейстером, князь С. Ф. Апраксин, историк И. Н. Болтин и др. Провинциальным Великим Мастером «для всей России» был назначен капитан Джон Филипс. В целом масонство в России первоначально представляло собой лишь модное заимствование с Запада, хотя уже во второй половине 18 века оно постепенно принимает национальные черты и становится русским в собственном смысле слова. В это время происходит развитие этико-философских и религиозно-мистических идей, вера в которые дополняется рационализмом отвлеченного мышления. После 1781 года в русских масонских ложах постепенно появляются высшие андреевские степени шотландской системы, усложняется обрядность, титулы приобретают неясные и туманные названия, заимствованные из восточного оккультизма и западного рыцарства. В отличие от западного масонства, пытающегося создать всеобщую внутреннюю религию, русские масоны стремились к нравственному развитию общества и межличностных отношений, ибо в основе масонского движения в России 18 века как раз лежало нравственное пробуждение общества. В 1792 году по распоряжению Екатерины II масонские ложи были закрыты.

Прошло почти 20 лет, прежде чем император Александр I официально разрешил деятельность масонов (1810). В этот период к «вольному каменщичеству» примыкают многие выдающиеся деятели России, в части, многие декабристы, близкий к ним А. С. Пушкин и др. Однако, несмотря на то что подавляющее большинство декабристов были масонами, их принадлежность к вольному каменщичеству оказалась весьма кратковременной. Это объяснялось тем, что определенный консерватизм русского масонства казался декабристам ограниченным, и они, перешагнув чрез него, вступили на путь борьбы с монархией, апогеем которой и явилось восстание 14 декабря 1825 года.

Русское масонство начала 19 века во многом отличалось от западноевропейских образцов, оно было лояльнее и компромисснее, и именно эти качества в конечном итоге заставляли отказываться от него тех, кто решил вступить на путь вооруженной борьбы с существующим строем. Немаловажными чертами масонства были космополитизм (это одна из семи масонских добродетелей) и толерантность, требование свободы совести. Практический размах масонской деятельности в области благотворительности и просвещения был невелик, и это тоже объясняет, почему декабристы постепенно отвернулись от вольного каменщичества. Наконец, в качестве третьей причины их разрыва с масонством можно назвать нежелание декабристов участвовать в масонских обрядах как в праздном занятии, хотя ранее мн. из них, напр. Пестель, относились к обрядовой стороне очень серьезно и даже пытались ввести масонские клятвы и ритуалы в своих тайных обществах.

В 1822 году Александр I принимает решение о закрытии масонских лож в Российской империи. Причиной тому послужило развитие революционного процесса в Западной Европе, большую роль в котором играли масоны; поводом — прошение императору одного из наиболее консервативных представителей масонства — Е. А. Кушелева.

Новая кризисная ситуация в стране в начале 20 века послужила возрождению масонства. В этот период (вплоть до 1917 года) оно проникает практически во все государственные учреждения и общественные организации. К февралю 1917 года в России активно действовало 28 лож (Северная Звезда, Возрождение, Военная ложа, Феникс, Малая Медведица и др.). Ими и была в известной мере подготовлена февральская революция (практически все члены Временного правительства, за исключением П. Н. Милюкова, были масонами). После Октябрьской революции 1917 года масонство оказалось «в эмиграции» — туда были высланы или отправились по собственной воле мн. представители российской интеллигенции — носительницы масонских идей. С 1918 по 1921 годы в Париже проходили совещания и съезды вольных каменщиков — выходцев из России, целью которых было спасение русского масонства. Постепенно за рубежом возобновили свою деятельность ложи Астрея, Северная Звезда, были учреждены ложи Трех Глобусов, Свободная Россия, Северное сияние, Аврора и др. В советской России масонство резко осуждалось и преследовалось: масонские ложи ликвидировались, а их члены подвергались арестам.

В настоящее время в России происходит возрождение масонства. Первая из масонских лож в совр. России, «Гармония», была зарегистрирована в Управлении юстиции города Москвы 14 января 1992 года, а 24 июня 1995 года была учреждена Великая национальная ложа России, объединяющая пять ныне существующих лож (одна из них — ложа «Аврора», учрежденная российскими вольными каменщиками, объединяет иностранных, в основном англоязычных, масонов). Великая национальная ложа России подчиняется древнему шотландскому обряду («андреевское» масонство). Во главе ложи стоит Великий Мастер. Ложа осуществляет административные функции. Элитарность и закрытость — отличительные черты масонских лож в современной России. Среди их членов преобладают ученые, офицеры, коммерсанты, врачи, психологи, журналисты (всего в России ныне имеется несколько сотен масонов). Это люди с либеральными воззрениями, стоящие на позициях толерантности и гуманизма, нравственной философии, естественных прав и свобод человека. Это внеклассовая, внесословная, внеконфессиональная и наднациональная организация, в которой осуществляется общение, распространение взглядов, нравственное совершенствование, мистико-символическая практика. Официально масоны провозглашают себя вне политики, ибо, по словам одного из руководителей Великой ложи России — В. Новикова, «политика разъединяет людей».

Таким образом, можно констатировать, что в современной России вольное каменщичество возрождается и, вероятно, в ближайшие годы следует ждать увеличения числа масонов.

Е. С. Элбакян

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 215-217.

Понятие: