Концепции федерализма

КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛИЗМА — различные трактовки федеративного устройства в связи с особенностями положения федерации и субъектов. Анализ таких особенностей дает возможность выделить различные концепции федерализма. Концепция договорного федерализма основана на том, что федерация возникла и существует как объединение государств, которые передали созданному ими государству определенную часть своих полномочий. Сторонники этой концепции ратуют за то, чтобы объединившиеся государства сохранили свой суверенитет и обладали правом вето на все изменения в федеральной конституции. Концепция федерализма была положена в основу Канадского союза, в котором провинции в пределах своей компетенции обладали правом вето на все изменения в союзном договоре. Однако в чистом виде эта форма федерализма в Канаде практически не действовала, так как идея независимости обоих уровней управления противоречила реалиям конца XIX — начала XX века. Поэтому общее направление эволюции федерализма в Канаде характеризуется развитием децентрализации, проявившейся в расширении полномочий провинций. В целом следует отметить, что договорные федерации в дальнейшем стали конституционными, т. е. первоначальный договор утратил правовое значение.

В основе концепции координационного федерализма лежит идея разделения полномочий между федерацией и ее субъектами таким образом, что оба уровня управления рассматриваются как независимые друг от друга и обладающие в принципе одинаковым статусом в пределах конституционной компетенции. Однако в чистом виде эта концепция не действует ни в одной стране, так как невозможно разграничить полностью предметы ведения между федерацией и ее субъектами. Практика идет по пути установления также сферы совместного ведения, в которой действует принцип верховенства федерального закона.

Кооперативная концепция федерализма, получающая все большее распространение, основывается на взаимодействии и взаимозависимости федерации и ее субъектов при осуществлении ими своих конституционных полномочий. Кооперативный федерализм реализуется через механизмы вертикального и горизонтального сотрудничества. Он содействует установлению между центром и местами тесных отношений, которые принимают различные формы и даже изменяются со временем благодаря свойственной им гибкости и динамичности.

В основе концепции дуалистического федерализма — теория двойственности суверенитета в федерации: признание суверенности федерации и суверенитета ее субъектов. Так, теория «социалистического федерализма» исходила из сочетания двух суверенитетов в федерации. Формально такой федерацией был Союз ССР, в котором по конституции страны суверенитетом обладали и СССР и союзные республики. Положение о двух суверенитетах признавалось и в СФРЮ, поскольку она как федерация была основана на принципах социалистического федерализма.

Концепция особого статуса отдельных составных частей государства, как и концепция дуалистического федерализма выдвигается в некоторых странах сепаратистскими движениями в отдельных субъектах федерации с целью добиться выхода из состава федерации.

Централистская концепция федерализма исходит из того, что вся политика в отдельных частях федерации должна проводиться в соответствии с решениями общефедеральных органов. В основе этой концепции лежит положение о том, что народ страны «образует единственный законный источник суверенной власти и поэтому правительство, пользующееся поддержкой большинства населения, должно быть верховным над нижестоящими правительствами членов федерации».

Выделение разных концепций федерализма по отмеченным выше признакам подвергается критике рядом западных политологов. Так, профессор политических наук Кентского университета М. Вайль отмечает, что выделение таких форм федерализма ошибочно в той мере, в какой они моделируют федерализм на основе исключительно одного типа отношений между двумя уровнями власти и одной тенденции развития. На самом деле действуют несколько тенденций, в том числе и противоположных, и отношения строятся одновременно на основе как подчинения и сотрудничества, так и независимости и соперничества.

Следует отметить, что остается дискуссионным вопрос о числе теорий федерализма. Так, их число колеблется между цифрами 2 и 17. Некоторые же ученые считают, что вообще невозможно установить, где «начинается и где кончается федерализм». Так, французский исследователь Ж. Ф. Обер считает, что не существует двух действительно одинаковых федеративных государств. Он предлагает отказаться от традиционного деления государств на федеративные и унитарные, выдвигая в качестве основного критерия только способы сочетания в государстве централизованных и децентрализованных методов управления.

Эволюция федераций в направлении все большей концентрации власти на уровне общефедеральных органов при одновременном уменьшении власти членов федерации предопределила несостоятельность доктрин, касающихся приоритета прав членов федерации, так же как и концепции делимого суверенитета. Этот круг вопросов и до сих пор продолжает оставаться в числе наиболее сложных и спорных в западной литературе.

Разработка проблем федерализма европейскими социологами объясняется рядом конкретно-исторических причин, возникших в середине XX века в европейском и мировом развитии (обострение межнациональных отношений в Великобритании, Бельгии, Испании, негативные моменты в развитии федеративных отношений в ФРГ, Австрии, распад колониальной системы, различные послевоенные проекты объединения западноевропейских государств и т. д.). Не были обойдены вниманием исследователей и вопросы федеративного устройства СССР и др. социалистических государств.

См.: Федеративное государство, Федерализм.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 162-165.

Понятие: