Суперэтнос

СУПЕРЭТНОС (термин Гумилёва) — этническая система, состоящая из нескольких этносов и противопоставляющая себя всем подобным целостностям; высший таксон этнической иерархии. До появления термина «суперэтнос», введенного Л. Н. Гумилёвым, целостности такого рода именовались «цивилизациями», «культурами» или «мирами» (например: «Исламский мир», «Западная цивилизация»). Единство суперэтноса манифестируется в наличии общей ментальности, консолидирующей зачастую весьма разнообразные этносы. Поэтому суперэтнос предстает перед нами прежде всего как идейно-религиозная и культурная целостность, суть которой, однако, лежит гораздо глубже. Народы внутри этой целостности отнюдь не обязательно объединены политически; наоборот, они часто вступают в острые конфликты. Здесь мы видим другую отличительную черту суперэтноса: конфликты между этносами, его составляющими, обычно носят характер борьбы за преобладание, а не войны до полного истребления противника, причем эти конфликты не исключают экономического, политического и идеологического общения внутри суперэтноса (войны гвельфов и гибеллинов в Средневековой Европе, усобицы древнерусских князей). Наоборот, столкновения между разными уперэтносами часто приобретают черты геноцида и порабощения (войны Древнего Китая со степными народами, истребление аборигенов Северной Америки европейцами и т. д.). Ядром суперэтноса всегда является группа этносов, возникшая в одном регионе в результате пассионарного толчка, объединенная вокруг этнической доминанты (так, Арабский Суперэтнос образовался в VI веке на основе ислама, в Византии роль объединяющего начала играло православное христианство). В дальнейшем в орбиту уже сложившегося суперэтноса могут быть включены народы иного генезиса (например, в состав Российского суперэтноса вошли многие сибирские степные этносы, возникшие вполне независимо). Суперэтнос не способен к дивергенции (то есть к делению на несколько суперэтносов); раз возникнув, он проживает за 1200-1500-летний срок все фазы своего развития (если только он не распадается в надломе). Однако инерция идейно-культурной традиции может сохраняться и в дальнейшем, передаваясь другим, молодым народам и принимая новые формы (так, традиции русского права перешли к Западному суперэтносу, а православие из шедшей к своему закату Византии перешло к России). Суперэтнические контакты (совместное проживание и тесное общение представителей разных суперэтносов) иногда приводят к нейтральным последствиям, но чаще всего их результаты крайне негативны: возникают химеры и антисистемы, что приводит к упрощению или даже разрушению контактирующих целостностей. Чем же объяснить внутреннее единство и устойчивость такого грандиозного образования как суперэтнос? Как показал Л. Н. Гумилёв, попытки свести это объяснение к языковым, расовым, экономическим или чисто идейно-политическим факторам не приносят успеха. Разгадку дает только концепция пассионарного толчка, формирующего в определенном ландшафтном регионе активно усложняющуюся и растущую целостность с новым стереотипом поведения и ментальностью. Все существовавшие суперэтносы восходят к такому «зародышу», сохраняя заданные им основные черты. Причем Л. Н. Гумилёв выдвигает гипотезу, что развитие суперэтноса регулируются единым этническим полем (подобно биополю, определяющему развитие организма; см. Поле 6 этнологии). Таким образом, выявленные Л. Н. Гумилёвым закономерности позволяют говорить о возрасте того или иного суперэтноса, причем точкой отсчета является момент пассионарного толчка, от которого возник суперэтнос. Этот возраст характеризует энергетический заряд (уровень пассионарного напряжения) суперэтноса; развитие последнего в основных чертах детерминируется внутренней энергетической закономерностью и характером контактов с другими суперэтносами.

В. А. Мичурин

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 561-562.

Понятие: