Hacienda (Мазен, 2015)

Это условный термин, поскольку несколько асьенд в руках одной семьи, latifundium, иногда составляют майорат и, следовательно, неделимы. Один из таких комплексов, Сьенега-де-Мата, на севере современной Центральной Мексики, занимает 65—70 квадратных километров. Labor (преимущественно в Перу) — это, напротив, достаточно скромное поместье. Асьенда оказывает воздействие на природные ресурсы (почва, вода), рынок труда и местный или региональный рынок. В центре поместья находится замок или часовня, вокруг которых строятся амбары, элеваторы, конюшни и дома работников. К ним примыкают цеха по переработке сырья. В Перу существует множество подобных мастерских при асьендах, в основном это текстильные мануфактуры.

Асьенды не только обладают экономической и финансовой значимостью, но и являются показателем высокого статуса их владельцев. Как и крупные торговцы и владельцы приисков, подлинные haciendados заканчивают свое восхождение по социальной лестнице получением дворянского титула. Впечатляющие ограды асьенд (cascos) намекают на аристократический образ жизни на европейский манер и, конечно же, на богатство их хозяев. Асьенда чем-то напоминает римскую виллу. Зачастую она превращается в настоящий город. Однако, как и другие представители элиты, большую часть времени haciendados живут в городах, и их особняки до сих пор являются украшениями главных городов Латинской Америки.

Ликвидация энкомьенды и сокращение индейского населения приводят к изменению форм принудительного труда за вознаграждение. Mita в Перу была изобретена еще в доколониальную эпоху для удовлетворения потребностей приисков, но испанцы успешно ею воспользовались. В Новой Испании эта система носит название repartimiento, и к 1550 году она распространяется по всему вице-королевству. Суть ее состоит в следующем: специальный чиновник раздает рабочие квоты в индейских деревнях. Каждый индеец должен отработать минимум неделю в среднем три раза в год на владельца поместья. Оплата — 4 реала в неделю. С 1580-х годов возникает новая тенденция — многие индейцы переезжают в асьенды, чтобы избежать общественных работ, личной службы и трибутов. Они составляют костяк рабочей силы, чья организация все более усложняется по мере того, как появляются новые асьенды и особенно новые формы труда, связанные со сдачей в аренду земель (что выгодно и метисам, число которых постоянно растет). Впрочем, в Новой Испании репартимьенто отменено уже в 1632 году, ввиду многочисленных злоупотреблений этой системы, а также отрицательного отношения к ней Короны и распространения средней собственности. Оно просуществует еще век на севере вице-королевства Мехико — исключительно по причине дефицита рабочей силы. В Перу эта система вызывает еще больше нареканий из-за более высоких квот (трибуты платит лишь 1/7 всего населения).

Мазен О. Испанская Америка XVI – XVIII веков / Оскар Мазен. – М., Вече, 2015, с. 120-122.

Понятие: