Новые левые (СЗФ.ЭС, 2009)

НОВЫЕ ЛЕВЫЕ (англ. New Left) - понятие, используемое для обозначения интеллектуального и социального движения в ряде стран Западной Европы и в США в 1960-1970-е годы. Само наименование «новые левые» связано с критическим отношением к «старым левым», представленным традиционными социалистическими и коммунистическими партиями. На формирование движения новых левых решающее влияние оказали такие исторические события, как разоблачение «культа личности» Сталина, события 1956 года в Венгрии, деколонизация и антиимпериалистическая борьба стран «третьего мира», кубинская революция и война во Вьетнаме, маоизм и раскол в мировом коммунистическом движении и связанная с ними китайская «культурная революция».

Согласно основной идеологической установке новых левых, традиционная политика освобождения, ориентирующаяся на привычные формы партийной политики и рабочего движения, полностью обанкротилась, поскольку не отражает новых общественных реалий, и ей на смену должна прийти политика общественных движений, связанная с борьбой за права не только рабочего класса, но и других слоев населения, тоже являющихся угнетенными: женщин, расовых, национальных и сексуальных меньшинств, студентов и безработных.

К основным фигурам, заложившим теоретические основы движения новых левых, можно отнести французского писателя и философа-экзистенциалиста Ж.-П. Сартра, основателей «Ситуационистского Интернационала» Ги Дебора и Рауля Ванейгема, теоретика освободительного движения в «третьем мире» Франца Фанона, американского социолога Чарльза Р. Миллса и, наконец, Франкфуртскую школу в лице таких фигур, как Т. Адорно и Г. Маркузе. Последний в своих книгах «Эрос и цивилизация» (1955) и «Одномерный человек» (1964) разработал концепцию организованного капитализма как общества тотального отчуждения, в котором действие механизмов массового потребления и массовой культуры нейтрализует всякую возможность организованного антикапиталистического сопротивления, и поэтому носителями антисистемного действия могут быть только различные маргинальные социальные группы, еще не полностью интегрированные в общественную тотальность: студенты, безработные, меньшинства. Идея борьбы не просто за конкретные права, но и против общества отчуждения в целом обеспечила небывалую популярность идеям Г. Маркузе в среде новых левых.

Своего наивысшего пика движение новых левых достигло к концу 1960-х - середине 1970-х годов. В США оно приняло формы антивоенного движения и борьбы за гражданские права, во Франции это был «красный май 1968 года», в Италии - очень влиятельное вплоть до середины 1970-х годов автономистское движение. Некоторые современные исследователи, например, А. Негри, сами в прошлом принадлежавшие к новым левым, связывают появление и подъем движения с кризисом организованного капитализма в его фордистской фазе, основанной на массовом производстве и потреблении. Этот кризис и сопровождавшие его массовые выступления вынудили капитализм перейти к масштабной реструктуризации и к следующей, постфордистской фазе развития, политическим выражением которой стал неолиберализм.

К кону 1970-х годов движение новых левых практически прекратило свое существование, а его наиболее активные представители стали либо частью политического и интеллектуального истеблишмента («Новые философы» во Франции), либо перешли к открытой вооруженной борьбе и террору (РАФ в Германии, «Красные бригады» в Италии). Его остатки существуют и по сей день в лице сторонников так называемой «политики идентичности», направленной на защиту прав разнообразных меньшинств, экологических движений и т. п. Продолжают сохранять значительное влияние и некоторые издания, основанные в свое время как рупор новых левых, например, английский журнал «New Left Review».

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 162-163.

Понятие: