Марксистская методология истории

Марксизм сумел сохранить и продолжить наиболее важное и ценное в разных, притом все более несовпадающих и расходящихся направлениях общественной мысли именно потому, что он разорвал порочный круг буржуазного миросозерцания в целом. Открытие материальной основы развития общества сделало возможным познание исторической действительности, исходя из нее самой, как закономерного процесса, движимого внутренне присущими ему противоречиями и воплощенного в общественной практике людей. Тем самым принцип детерминизма, причинного объяснения, приобрел форму, соответствующую характеру человеческой истории. Коренное положение материализма о первичности бытия по отношению к общественному сознанию не только получило решающее доказательство, но и было освобождено от метафизического, абстрактного противопоставления человека окружающему его внешнему миру. Идее бессилия людей перед роковыми законами истории марксизм противопоставил анализ объективных условий преобразования мира и самого человека, которые вытекают с обязательной силой из положения, борьбы, исторической роли нового класса - пролетариата. На этой основе была заново открыта диалектика в ее "рациональном виде" как метод познания и вместе с тем практически-революционной деятельности, в ходе которой только и возможно выявление и осмысление взаимосвязей, взаимозависимостей всех общественных явлений и процессов, взятых в целом и в развитии. В силу этого возникла также возможность подлинно монистического взгляда, охватывающего и природу, и общество, мировоззрения материалистического и исторического одновременно. Историзм как генеральный методологический принцип был проведен строго и последовательно, распространен на настоящее и будущее человечества, что позволило впервые представить весь процесс всемирно-исторического развития как процесс непрерывного обновления, отрицания и становления, восхождения, таким образом, от низшего к высшему.

Принципиально важным было то, что новый диалектико-материалистический, исторический метод формировался и обогащался его основоположниками в ходе предметного исследования (решающую роль сыграл в этом отношении "Капитал"). Два величайших открытия Маркса - "...основного закона, определяющего движение и развитие человеческой истории..." и "...особого закона движения современного капиталистического способа производства и порожденного им буржуазного общества" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 348, 351) - были в сущности единым открытием, единым процессом проникновения в природу общественной эволюции. Поскольку капитализм вырос из предшествующих ему форм общества, вобрав и подчинив себе либо непосредственно (в метрополии), либо через создание мирового рынка и мировой колониальной системы все прежние типы и виды производственных отношений и социального гнета, поскольку, далее, самой глубокой объективной тенденцией развития буржуазного общества является самоотрицание не только данного, но и всякого строя, основанного на эксплуатации, постольку и исследование генезиса капитализма, исторического движения этой формации включало в себя основные моменты всемирной истории, начиная с возникновения человека и общества, становления таких его институтов, как семья, община, собственность, классы, государство. Анализ капиталистического общества явился ключом к анализу предшествующих форм не просто в силу генетической связи, но и в результате выработки метода, позволяющего отобразить реальное движение истории в движении овладевающего им научного познания: в понятиях, категориях, законах, система которых представляет логическую модель действительности. Категории и понятия, выработанные в процессе изучения наиболее развитого для своего времени социального объекта, в силу этого приобрели всеобщее значение в качестве орудия исследования других классовых обществ, в известной мере всей человеческой истории. В первую очередь, это относится к понятиям, выражающим необходимый характер, закономерность развития общества и определяющим как его внутреннюю структуру в каждый данный момент, так и его динамику - этапы, стадии поступательного движения отдельных стран, групп стран и всего человечества: понятия способа производства, общественно-экономической формации. Ту же роль играют категории, отображающие взаимодействие объективного и субъективного, стихийного и сознательного в истории: базис и надстройка, классы и классовая борьба, социальная революция. Но и другие, более частные понятия, фиксирующие результаты анализа отдельных сторон буржуазного общества, а сквозь призму его и предшествующих обществ, сыграв важную роль в становлении исторического материализма в целом, сохранили и в дальнейшем свое общеметодологическое значение для исторического исследования.

Все эти логические категории не оставались неизменными. Движение марксизма вперед сопровождалось не только обновлением теории, но и творческим развитием самого метода, постепенно обогащающегося исследованием новых сторон действительности, например, современный капитализма, и особенно практическое применением теории к практике, прежде всего к практике клас. борьбы и революционных, социалистических, антиимпериалистических преобразований - самых сложных и подвижных процессов действительности (потому предъявляющих максимальные требования к познанию и неоднократно обрекавших на ошибки и поражение течения и деятелей с метафизическим, недиалектическим методом мышления). «Конкретный анализ конкретной ситуации», блестящие образцы которого дали уже Маркс и Энгельс, получил исключительно многостороннее применение в ленинском творчестве и в этом отношении в наибольшей мере обогатил диалектико-материалистический метод, принцип историзма, а через метод всю общественную, в том числе историческую науку, включая те отделы ее, которыми основоположники марксизма-ленинизма непосредственно не занимались.

M. Я. Гефтер, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.