Инструктаж

ИНСТРУКТАЖ - вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Инструктаж в процессе трудового обучения в школе проводится учителем труда, в УПК и ПТУ - учебным мастером, а при производственном обучении на предприятии - инструктором или учебным мастером. При инструктаже используются: объяснение, беседа, показ приёмов работы демонстрация предметов труда (заготовок, полуфабрикатов, сырья), лучших образцов продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий (плакатов, макетов, моделей) и др.

Основная задача инструктажа в процессе трудового обучения состоит в том, чтобы научить школьников рационально планировать, осуществлять и контролировать изучаемые технологические и трудовые процессы, соблюдать установленные для них технические требования, режимы, нормы времени, формы организации труда и правила техники безопасности, а также пользоваться способами контроля, уметь выявить ошибки и исправить их. При трудовом обучении инструктаж обычно проводится на занятиях всех видов. План проведения Инструктаж составляется учителем к каждому занятию Методика инструктажа зависит от формы обучения. При групповом обучении обычно применяются вводный, текущий и заключительный инструктаж. Задачи вводного инструктажа ознакомить учеников с содержанием предстоящей работы и средствами её выполнения (оборудованием, инструментом, приспособлениями и т. д.), 2) объяснить техническую документацию и требования, которым должен удовлетворять продукт труда, 3) объяснить правила и последовательность выполнения работы в целом и отдельных сё частей (операций, приёмов); 4)показать и объяснить приёмы выполнения работы или отдельных её частей, 5) предупредить о возможных ошибках; 6) объяснить и показать способы контроля; 7) объяснить правила техники безопасности; 8) ознакомить с организацией рабочего места; 9) объяснить, а в случае необходимости и показать другие приёмы и способы, которые необходимы для сознательного освоения новой работы или её нового элемента.

Вводный инструктаж может быть разделён на два-три этапа, в соответствии с этапами выполнения работы. Так, например, при обучении ремонту оборудования вводный инструктаж может быть разделён на три этапа и проводиться перед разборкой ремонтируемого объекта, перед началом собственно ремонтных операций и перед сборкой и последующей проверкой (регулировкой). В этом случае необходимо разделение вводного инструктажа на этапы, поскольку до разборки, и выявления дефектов объекта нельзя дать указания по ремонтным операциям. Производственные условия часто затрудняют проведение вводного группового инструктажа. Можно проводить инструктаж для части группы, разделив её на две - три подгруппы. Длительность вводного инструктажа зависит от характера предстоящей работы, её места к программе и в данной теме, условий для проведения инструктажа и других и колеблется от 10 - 15 до 20 - 30 мин. Вводный инструктаж проводится непосредственно перед началом работы (упражнений)

Текущий инструктаж проводится при выполнении учениками работы (упражнений) и является, как правило, индивидуальным. Это - основной вид инструктажа как при групповом, так и при индивидуально-бригадном обучении Текущий инструктаж проводится или по усмотрению инструктора (учителя трудового обучения), или по просьбе ученика. Содержание текущего И. не может быть полностью предусмотрено заранее, но часть текущего инструктажа может и должна намечаться до занятия. Данные о степени овладения отдельными учениками умениями и навыками служат основой планирования текущего инструктажа. Наблюдая за работой каждого учащегося, предвидя возможные ошибки и затруднения того или иного обучаемого, инструктор (учитель трудового обучения) может своевременно оказать помощь нуждающимся в ней. Текущий инструктаж может быть и групповым, если у многих учеников обнаружатся одинаковые пробелы, которые можно устранить фронтальным объяснением и показом.

Заключительный инструктаж проводится обычно в форме беседы. При этом разбираются недостатки, имевшие место в ходе работы в целом и у отдельных учеников. Инструктор (учитель) ставит вопросы, а также отвечает на вопросы учащихся, отмечает их успехи и достижения. Такая беседа помогает ученикам критически и объективно оценить результаты своей работы и работы своих товарищей. При заключительном инструктаже могут также даваться задания и указания по подготовке к следующему занятию.

При практическом обучении применяются инструкционные карты. Кроме текста, они могут содержать схемы, чертежи, фото, рисунки. Инструкционные карты не заменяют инструктора (учителя). Их использование является составной частью вводного и текущего инструктажа (См. Инструкционная карта).

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 275-276.

Понятие: